Найти в Дзене
Любовь Валынкина

Медоносное лето. Спор.

Здраствуйте все, я инвалид 1 группы. Сегодня я продолжаю публиковать повесть деда Петрова Андрея Дмитриевича с разрешения Петрова Михаила Андреевича.

21 ИЮЛЯ. Сегодня с раннего утра у меня произошел неприятный разговор с Жорой. Поводом для этого послужили мои контрольные весы. Когда я вылез из палатки, Жора находился уже у весов. Он что-то разглядывал на балансе.

-Ты что там ворожишь?- спросил я. Жора не ответил. "Может он не услышал"- подумал я и повторил вопрос.

-Что ты делаешь?

-Паря, за ночь убыло 3 кило,-с горечью в голосе сообщил он.

-Ну и что? Это же естественно!

-Хороша естественность! Так может весь мед испарится. Подумать только, за одну ночь три кило убыло!

-Мед не испаряется, а испаряется только вода. После дождя нектар на цветках очень жидкий, вот и испаряется... Как настроил весы?

-Оставил на вчерашнем...

-Но надо же снять три кило!

-Зачем же?

-Чтобы узнать принос за сегодняшний день.

-Весы настраивают только один раз, по приезде на взяток...

-Весы настраивают каждое утро,- возразил я.

-Что ты этим узнаешь?

-Узнаю работу пчел за день...

-Плевать мне на их работу! Мне нужен мед...

-Мне ведь тоже нужен мед. Но я кроме этого хочу знать и работу моих пчел. А если по утрам ненастраивать весы, то мы не узнаем дневной принос. Вот тебе пример: пчелы сегодня принесут 3 кило. Баланс сравняется со вчерашним. По твоему получается, что пчелы в этот день не работали. А насамом-то деле они отлично поработали-ведь три килограмма-это же для них немало!

-Мне нужен мед; а у нас его не прибавилось: пусть баланс остается на вчерашнем...

Я знаю, Жору уж не переубедить. Ему нужен мед, а мне?. Но я хочу знать еще и работу пчел за день. Как хозяин весов без дальнейших прериканий, я устанавливаю баланс на три кг минус, то есть оставляю реальный вес. Теперь станет ясно, какое количество нектара пчелы принесут за этот день. Мое самоуправство обидело Жору, вроде бы я демократию нарушаю.

-Паря, делай как знаешь, я больше не подойду к твоим весам,- зло произнес Жора и, махнув рукой в мою сторону, удалился к дымокуру. Хотя я и обратил внимание на его обиду, но не придал значения этому: знал, он не может долго сердится. Попыхтит немного и успокоится. Да и грешно в такой день сердится из-за каких-то весов или баланса на них! Как бы они не настраивались абсолютно не повлияет на работу пчел и на дневной принос. А денек обещает быть прекрасным.

С раннего утра ярко светило солнце, и верхушки деревьев кажутся свеженькими, словно только что умытыми. Однако в подлеске и в ущелье Незаметной лежат плотные тени, испускающие ночную прохладу. Полнейшая тишина, и деревья стоят словно застывшие. "Напрасны наши тревоги",- думаю я, вспомнив вечернюю нашу тревогу.

Пасека ожила в седьмом часу, а в восемь-на балансе прибыло уже два килограмма! " Если продержится погода, к вечеру прибыль окажется около двадцати...Хотя бы продержалась".

После завтрака Жора продолжил откачку меда от семей, которых не успел откачать в прошедший день. Мне тоже хочется приступить к откачке. Но мысль о том, что я нарушу ритмичную работу пчел и они не доберут много меда, сдерживает от этой работы. "Пусть качает...я своих отвлекать не буду. Приостановится медосбор тогда и откачаю".- решаю я. И чтобы окончательно себя успокоить и отогнать непреодолимое желание к откачке, возвращаюсь к мысли о том, что мои ульи просторные, и что пчелы не скоро заполнят все рамочки медом.
" Пусть работают-мешать им не буду." Однако и не только это удерживает.

Многие пчеловоды считают, чем чаще отбирать мед во время взятка, тем больше пчелы соберут его. Так, наверное, оно и есть, если пчелы содержатся в маленьких ульях-двенацатирамочных или четырнацати таких, как у Жоры. Но если ульи просторные, как мои, то частые откачки вредят пчелам, сбивают их с нормального ритма. Ведь после откачки многие семьи прекращают работу по сбору нектара. Они выкучиваются на прилетку и переднюю стенку улья и комом сидят в бездействии. Так продолжается 3-4 часа, а некоторые семьи в таком состоянии остаются до следующего дня. Убыток для пчеловода получается огромен,если откачки проводятся во время бурного взятка.

Это во-первых. А во-вторых, в освободившиеся соты матки за ночь успевают откладывать большое количество яиц. Этот расплод отвлекает много рабочих пчел по уходу за ним, следовательно и этот момент отрицательно влияет на сбор меда, хотя его мало кто из пчеловодов замечает. Но я то знаю об этом.

Все эти мысли удерживают меня от работы по откачке меда. Так и сегодня я оказался без дел.

К середине дня я вышел на лесотрассу и побрел вниз. По-первости думал посмотреть состояние липы, но проходя ближайшую к нам любительскую пасеку, решил заглянуть, чтобы узнать чем занимаются пчеловоды. Им оказался тоже пенсионер из города Облучья по имени Семен Митрофаныч Окороков-человек среднего роста, довольно полный лицом и телосложением с медленными и не уверенными движениями в работе. "Неопытен"- подумал я. Митрофаныч тоже занимался откачкой. Поздоровавшись, я молча наблюдаю за его работой. Вскоре обратил внимание на рамочки, которые он откачивал. Их верхние брусочки и боковые планочки страшно загрязнены поносом- следы плохой зимовки. Мне становится противно смотреть на такую грязь.

-Почему такие грязные рамочки?- спросил я.

Митрофаныч нехотя ответил:

-В эту зиму мои пчелы очень плохо зимовали, вот и запоносились.

-А почему не почистил рамочки после выставки?

Митрофаныч в недоумении по мотрел на меня.

-Разве это нужно делать?- спросил он.

Вопрос показался искренним и я поверил ему.

-Обязательно нужно. Пчелы очищают только ячейки сотов, а к брусочкам даже не притрагиваются. Да и стенки ульев тоже остаются не очищенными. Это уж дело пчеловода.

-Я об этом не знал,-признался Митрофаныч-Теперь буду знать.

-Сколько лет ты занимаешься пчелами?

-Третий сезон в этом году. А что?

-И за этот период ты не узнал, что рамочки и ульи пчеловод сам очищает?- в свою очередь удивился я.

Вскоре я заметил, что у Митрофаныча не было такой простейшей вещи как пчеловодная стамеска, которая необходима в работе.

-У тебя есть стамеска?-спросил я.

Мой вопрос удистл его. Он, повидимому, подумал, что я говорю о столярной стамеске. Я поторопился уточнить свой вопрос:

-Пчеловодная стамеска,- сказал я и , вынув из кармана, показал свою. Митрофаныч взял её и долго разглядывал, словно какое-то чудо.

-А что ей делают?- спросил заинтересованно Митрофаныч.

-Как что? Чистят рамочки, стенки ульев, донья да и вообще все... Вот смотри.- И показал как работают стамеской. Я быстро обработал одну из самых грязных рамочек. Она заблестела, словно новенькая. Митрофаныч раскрыл рот от удивления: так ему понравилась работа стамеской!

-Я не знал, что у пчеловодов есть такой прибор,- смущенно сказал он.-Позаимствуйте мне свою, хотябы на время?

Я видел, стамеска Митрофанычу сильно понравилась. Понравилась, может быть и не сама по себе, а работа ею.

-Дарю тебе навсегда. У меня их еще две в запасе.

-Вот спасибо... спасибо,-не скрывая радости, благодарил меня Митрофаныч.

Я напрасился помочь Митрофанычу в откачке. Он не противился. Во время работы мне хотелось посмотреть хотя бы некоторые семьи, чтобы составить понятие о его пасеки. И после просмотра нескольких из них мое любопытство оказалось удовлетворенным. В маленьких двенадцатирамочных улеках почти не было меда: все рамки заполнены расплодом. В них много печатного расплода, еще больше открытого. Я понял, все семьи Митрофаныча перенесли страшный голод во время весеннего периода, поэтому и плохо разаивались. И только теперь, во время медосбора, матки нормально откладывают яица, и семьи быстро развиваются. И каким бы ни был сильным медосбор такие семьи не соберут много меда.

От каждой семьи Митрофаныч отбирал все подряд рамки, не заботясь о сохранении расплода. Каждую из них пучком травы сметал пчел и ставил в переносной ящик, который подностл к медогонки и беспощадно откручивал. Я заглянул на дно медогонке и увидел страшное и отвратительное зрелище: там не видно меда, а только белый расплод, вытряхнутый из ячеек. Мне искренне жаль его пчел. В душе загорелась яростная ненависть к пчеловоду-неряхе.

-Зачем вытряхиваешь расплод?!- зло закричал я.- Неужели тебе не жаль будущих пчелок?! Откачивают рамки только медовые, без расплода. А у тебя что? Ты откачеваешь не мед, а расплод!

Мне казалось, что Митрофаныч не слушает меня. Он крутил да крутил медогонку. Но он слушал и, причем, внимательно. И как только гнев мой приутих ответил:

-Если я не буду откачивать расплодные рамки, то что же качать? Видел, у меня в семьях только расплод, а меда почти нет.

-Жалкий мед! Чтобы был мед, нужно нескупиться. Ты же не подкармливал своих пчел с весны. Тебе жаль было тратить деньги на сахар. Результат жадности вот он, налицо. Твои семьи только теперь, на медосборе,начали по настоящему развиваться, и ты тут же их гробишь-все это я высказал Митрофанычу. И, чтобы не портить нервы, ушел на свою пасеку.

...К полудню на небе появились белые, словно очищенная вата, облочка, которые наплывали с юго-западной стороны. Они изредка закрывают солнце и хмурые тени от них с быстротой курьерского поезда проносятся над тайгой, задевая и наш точек. В тайге тишина, а вверху бушует ветер, который, повидимому, в скором времени испортит погоду. Недаром же сегодня вновь "клёкал" бурундук!

Плывущие над землей тени не дают подсыхать нектару даже среди жаркого дня. Мои пчелиные семьи работают во всю мощь и с полной нагрузкой. В такие дни я люблю находится на своей пасеки и наблюдать за работой пчел. Я присаживаюсь с бочку какого-либо улья и всматриваюсь в пчелиную сутолоку. На серце радость и умиление!

Я вижу, как тяжело нагруженные нектаром пчелки, возвращаются в улей. Они падают на сходни и сплошным потоком торопятся в леток. Пчел, уходящих за нектаром не так заметно, как этих, возвращающихся.

Жадные пчелки! Они набирают в свои зобики черезмерно много нектара, так что не могут управлять собой во время приземления. Некоторые из них падают мимо сходней на землю. Тяжело дыша, отдыхают. Но отдохнуть им недают муравьи. Из под старого мусора на пчелку набрасываются один или два мурашки. Каждый из них старается вцепится в уставшую пчелку. Тут уж не до отдыха! Пчелка немедля срывается, моднимаясь в воздух. Сделав один или два круга над пасекой она снова опускается к своему улью, стараясь на этот раз не опустится мимо сходней. Муравьи остаются нисчем: добыча от них ускользнула!

Но чтобы совершенно исключить гибель пчел от муравьев, в таких случаях я настлал ветки молодых кленов, у которых листья больших размеров. Вокруг сходней образовались помосты из листьев. Пчелы стали падать не на землю,а на эти помосты. Муравьи уж не могли видеть пчелок сквозь листья, и они спокойно отдыхали. Так я окончательно избавил своих пчел от лесных разбойников-этих крупных рыжих муравьев.

Каждый час я проверял весы. Баланс неудержимо нарастал. Привес шел +1,8, а иногда доходил и до двух килограммов, за час. Такое бывает нечасто! Ради такого только одного дня стоит жить и заниматься пчелами! "Хотя бы побольше было таких деньков". Конечно все зависело от погоды.

Во второй половине дня количество облаков значительно увеличилось, они становились крупнее. На их краях появилась сероватая муть, предавая им пестроту. Облака все чаще и продолжительнее закрывали солнце, образуя почти сплошную тень. А с юго-западной стороны, откуда плыли облака, из-за горного хребта выползала сплошная серая туча. Погода портилась. У нас не оставалось надежды на её улучшение, было ясно, что вечером или ночью начнется дождь. Это портило наше настроение. Мы прощались с бурным медосбором этого года. Ах, как жаль нам расстоваться с таким медосбором! Если погода испортится хотя бы на 3-4 дня липа уже отцветет.

Показания контрольного улья за этот день + 18,3 кг!

....Вечером мы сидим у костра, где не так много мошки. На Жору навалилась хандра. Поводом для этого послужило то, что портится погода и то, что от своих пчел он откачал всего лишь 5 бидонов меда. Он принялся безжалостно критиковать конструкцию своих четырнацатирамочных ульев.

-Зимой наделаю лежаки и в следующий сезон переведу своих пчел в них,-говорит он.

-Какие лежаки ты считаешь самыми лучшими?

-Паря, я не знаю какие самые лучшие...я буду делать лежаки на 30 рамок. У каждого в середине будет фанерная перегородка. Она разделит лежак на две половины. В каждой из них будет содержаться семья, а на взятке их буду соединять... Вот это будут семейки!

-Да- а, это будут семейки... От каждой за лето будешь по полтонны брать. А когда подохнешь, не нужно гроб заказывать:в лежаке схоронят.

-Паря, тебе хорошо шутить, -обиделся Жора,- у тебя еще не одного роя не вышло. Я же замучился собирать их. Многие семьи успели по два раза отроится. Первый раз еще дома, а здесь роятся поновой...

-Правильно. У меня пчелы не роятся, но у меня-то они не в лежаках, а в многокорпусных. А все пишут, что в многокорпусных пчелы мало роятся.

-Такие ульи заводить не буду...

-Почему же? Многокорпусные все пчеловоды хвалят.

-Пусть хвалят, мне они не нравятся. Вот лежачки-другое дело! Открыл потолочины и все рамочки на виду. Бери любую! В них ни поднимать, ни опускать ничего не нужно.

-Это правда. В лежаках проще работать. А с многокорпусными возни хватает. Часто бывает так. Разберешь какой-либо улей, расставишь корпуса и смотришь на них, как баран на новые ворота. Забываешь даже, какой корпус куда следует поставить: не то вниз, не то вверх, не то в середину. И хорошо, если в этот день пчелы не злобливы, тогда все проходит благополучно. Но чаще бывает так, что не успеваешь вытаскивать жала из рук. Тут становится и жизнь не мила, и многокорпусные всей душей возненавидишь...

-Вот видишь, паря, и тебе они не нравятся,- не без удовольствия позлорадствовал Жора.

-Мне они не нравятся в мелочах, а в главном они прекрасны.

-В работе с пчелами все главное!

-Вовсе не все! Главное в том, что в них пчелы не роятся.

...Кромешная темнота, словно тисками со всех сторон сдавливала небольшое светлое пятнышко костра. Начал накрапывать дождик, и разговор наш на эту тему прекратился.

-Начинается,-с досадой выговорил Жора и начал проклинать всех богов и ангелов, которые напускают дождь.- Будь проклят этот циклон!

Я тут же возразил:

-Это не циклонный дождь.

-Какой же еще?!

-Муссоный...

-Как бы не так! Это циклон пришел!

-Это муссон.

Между нами разгорелся спор. Сначала спорили бездоказательно, на веру, но приостыв, применяем мотивировки, почему именно такой, а не такой. Муссоны-это ветры, которые меняют свое направление по сезонам: летом дуют с океана на сушу, а зимой с суши в сторону океана. Дожди, приносимые ветром с океана называют муссоными. Обычно перед их началом со стороны океана( в нашей месности с юго-восточной стороны) дует упорной и умеренной силы ветер. На третьи сутки небо покрывается низкой сплошной облачностью и начинает моросить мелкий, но плотный дождик, который продолжается несколько суток, а то и недель. Такие дожди проходят без гроз. Циклонные дожди налетают с любой стороны. Они часто сопровождаются сильными грозами, а иногда и бурями. Дожди этого сезона явно муссонные. Это я и отстаивал.

Но и Жора спорил не без основания, так как туча наползла с юго-западной стороны и при ветре того же направления. А это уже не похоже на муссон. И, у меня хватило храбрасти признать это.

-В твоих словах, Жора, есть доля истины. На самом деле это ненастье начинается не стой стороны, откуда приходят муссоны. И мы с тобой напрасно спорим, потому что часто сами синоптики не могут точно определить погоду.

И я рассказал ему случай, когда синоптики обращались за помощью к моему дружку-солдату( наша часть дислоцировалась поблизости метеостанции). Все их приборы целые недели показывали дождь, но его не было. А у дружка перед дождем болело сердце. Синоптики каким-то образом узнали об этом и прежде чем передать прогноз погоды, обращались к нему: " Ну как твое сердечко, не болит ли?" "Нет",- отвечал дружек и они передовали, что дождя не будет. И точно дождя не было. Но когда он отвечал, что сердце пощипливает, в общем прибаливает, они сообщали, что будет дождь. Так и случалось.

-Вот ведь какие дела могут быть! А мы спорим... Кто из нас окажется прав, посмотрим завтра утром. Если ветер изменит направление, то есть потянет с океана,- это муссон. А если все останется так, как вот сейчас, значит, циклон. Тогда уж-твоя взяла. Ну как, идет?

-Идет! -радостно согласился Жора.

-По рукам?

-По рукам...

И мы сцепили ладони. В душе же каждый из нас надеялся на свою правоту. Но утро покажет...

Продолжение следует.

Оглавление:

1. На медосборе.

2. Медоносное лето. Атаки муравьев.

3. Медоносное лето. Улетел рой.

4. Медоносное лето. Война с мышами.

5. Медоносное лето. Ссора с Жорой.

6. Медоносное лето. Встреча с медведем.

7. Медоносное лето. Непогода.

8. Медоносное лето. Барометр.

9. . Медоносное лето. Пчеловод Балабанов.

10. Медоносное лето. Клещи.

11. Медоносное лето. Филосовские мысли.

Спасибо за прочтение, если понравилось ставте лайки и подписывайтесь на мой канал. Фотографии взяты из свободных источников интернета.