23 июля 1954 года чанкайшистскими военными был по-пиратски захвачен советский танкер «Туапсе», перевозивший авиационный бензин.
Почти 50 членов экипажа были доставлены на Тайвань и посажены в тюрьмы. От них добивались только одного – отказаться от Родины и попросить политического убежища на Западе. К ним применяли все методы – от уговоров до угроз, вплоть до имитации расстрела. В июле 1955 года 29 моряков удалось вернуть на Родину.
В начале 1959 года на советские экраны вышел фильм, снятый на основе этой истории. Он назывался «ЧП. Чрезвычайное происшествие» и стал лидером кинопроката – его посмотрело 47 миллионов человек.
Повествование в фильме происходит от имени замполита экипажа Антона Семёновича Коваленко, которого сыграл замечательный актёр Михаил Кузнецов.
В отличии от остальных членов экипажа Коваленко не подвергался истязаниям, ему было уготовано другое испытание. Полковник чанкайшистской разведки Фан, осуществляющий руководство этой провокацией, оставляет Коваленко при себе и открыто делится с ним своими неудачами и планами. Делает он это с далеко идущими намерениями – ни много, ни мало Фан рассчитывает в конечном итоге завербовать Коваленко.
Фан считает себя самым хитрым и опытным разведчиком и именно эта самоуверенность его и подведёт. Но об этом позже.
И, наконец, ещё одни персонаж, который сыграет ключевую роль в этой истории – моторист Виктор Райский, которого блестяще сыграл Вячеслав Тихонов.
Его герой – одессит, но у Тихонова нет никаких наигранных интонаций, никакого псевдо «одесского» акцента. Нет, всего пара штрихов, тонких, филигранно выверенных – и перед нами действительно парень из Одессы. Весёлый, озорной, неунывающий, можно подумать совсем несерьёзный.
Но именно он сумеет сделать то, что может быть не смог бы никто другой из экипажа. Именно Райский сумеет убедить чанкайшистов в своём желании не только самому остаться на Западе, но и убедить в этом остальной экипаж.
Я помню, как в советское время мальчишки использовали простой незамысловатый жест – два скрещенных пальца, когда говорили неправду. Этот жест как раз из этого фильма.
Именно этот жест станет краеугольным камнем в той комбинации, которую проводит мужественный одессит. Он ведёт себя легко и непринуждённо, прекрасно понимая, что любая оплошность может стоить ему не только свободы, но и, скорее всего, жизни. Более того, на начальном этапе он рискует ещё и своей честью – не сразу ему удалось донести до своих товарищей, какую игру он затеял.
Ежеминутно рискуя, Райскому удалось провести свою тяжелейшую партию до конца – его допустили на встречу с французским консулом, где он и озвучил просьбу всей команды о возвращении в Советский Союз.
Слишком поздно Фан узнал, кого он с гордостью считал своей «творческой удачей», «одним из своих творений». Самоуверенность подвела полковника. Слишком хотелось ему добиться такой удачи.
И ещё подвело его незнание собственного народа. Далеко не все китайцы на Тайване разделяют идеологию Фана, даже в рядах армии. Именно эти китайцы помогли передать во французское консульство заявление команды танкера с просьбой об освобождении.
Именно такой китаец ценой собственной жизни не дал Фану возможность получить нужную информацию от провокатора. Именно такой китаец дал возможность Коваленко вывезти ценные документы.
Фраза, вынесенная в заголовок, была сказана Райским одному из подручных Фана – эмигранту Соколову, который уговаривал членов экипажа подписать прошение о предоставлении политического убежища. Но эту же фразу можно адресовать и самому Фану, мнящему себя великим разведчиком, а на деле – самодовольному индюку.
Фильм заканчивается трогательными кадрами возвращения советских моряков на Родину.
Да, несколько их товарищей остались в плену. Но мы верим, что Родина их не оставит и добьётся их освобождения.
А какие чувства этот фильм вызывает у Вас?