На Солнцевском угольном разрезе, расположенном на Сахалине, планируется построить инфраструктуру для переоснащения существующей линейки самосвалов в дизель-троллейвозное исполнение. В пилотном проекте будут задействованы от 10 до 15 карьерных самосвалов. Машины с номинальной нагрузкой в 220 тонн будут получать электропитание от сети 2 кВт. Для сравнения: пара киловатт мощности характерна для большинства бытовых приборов, например, электрического чайника или духовки.
Хорошо забытое старое
Троллейвоз, троллейтрак или троллейкар — разновидность транспорта на электротяге с питанием от контактных проводов, используемого для грузовых перевозок.
На заре развития троллейбусного транспорта троллейвозы использовались в промышленности, а в годы Второй мировой войны для экономии топлива в троллейбусы переоборудовали серийные самосвалы и тягачи. В послевоенное время в такой технике уже не было необходимости.
Практика использования в СССР грузовиков на троллее показала, что экономическая эффективность применения подобного электротранспорта может быть достигнута в карьере, глубина которого составляет не менее 300 м, при этом технологическая дорога должна быть без большого числа поворотов.
В Советском Союзе в конце 1960-х годов построили экспериментальные электросамосвалы, однако государственная комиссия признала эксплуатацию этого вида транспорта нецелесообразным: в каменоломнях и карьерах приходилось часто переносить контактные линии с места на место, и это снижало эффективность разработки месторождений.
Самосвал на электротяге
Разработка дизель-троллейвозного самосвала БЕЛАЗ грузоподъемностью 220 тонн ведётся с 2019 года. Карьерный самосвал использует внешний источник энергии от троллейных линий.
В Восточной горнорудной компании решили, что перевод карьерной техники на электротягу приведёт к снижению потребления ископаемых углеводородов, сохранению климата, уменьшению вредных выбросов в месте эксплуатации транспорта и повышению экономического эффекта, связанного с использованием электроэнергии и повышением производительности машин.
«С ростом объёмов компании встал вопрос эффективности производства и экологической ответственности. Разработка самосвала на электротяге входит в состав «Зеленого угольного кластера» на Сахалине. Совместный проект с БЕЛАЗом даёт возможность развивать новое направление как автозаводу, так и всем добывающим компаниям, которые смогут использовать альтернативные источники в добыче полезных ископаемых, что в свою очередь «озеленит» добычу и позволит минимизировать углеродный след», — отметил Олег Мисевра, председатель совета директоров Восточной горнорудной компании.
В рамках проекта БЕЛАЗ изготовил для ВГК прототип карьерного самосвала и оборудование, которое управляет системой электропривода. При разработке учитывалась необходимость модернизации текущей линейки машин, которые эксплуатируются на разрезе Восточной горнорудной компании на Сахалине. Для проведения испытаний дизель-троллейвозного самосвала впервые на тестовом полигоне завода была спроектирована и изготовлена инфраструктура, включающая в себя тяговую подстанцию для обеспечения подачи необходимого напряжения на несущую токопроводящую сеть.
В апреле 2021 года опытный образец самосвала впервые вышел на испытания без нагрузки и проехал под электротягой с питанием от контактной сети 0,6 кВт, преодолев 10%-й подъем. В июне на заводе начнутся испытания техники с номинальной нагрузкой в 220 тонн и питанием от сети 2 кВт.
«Вопрос снижения углеродной нагрузки сегодня приобретает все большую актуальность для добывающих компаний. Примечательно, что именно Восточная горнорудная компания, которая широко известна даже за пределами Сахалина своими передовыми проектами в этой области, сегодня является соавтором и перспективным заказчиком проекта самосвала на электротяге. Сейчас мы ведём испытания у себя на полигоне, а в первом квартале 2022 года планируем тестировать работу на Солнцевском угольном разрезе», — прокомментировал Сергей Лесин, заместитель генерального директора по управлению системой качества ОАО «БЕЛАЗ».