К светлому празднику Пасхи готовились каждый день Страстной недели: убирались в доме, мыли полы, выбивали ковры. А уже с четверга начиналось торжественное приготовление множества вкусностей. Моя прабабушка ставила тесто для куличей, делала творожную пасху, красила яйца по всем православным канонам.
К вечеру Страстной субботы все было готово. Для украшения стола доставались парадные сервизы и ставились блюда с ветчиной, телятиной, цесарками. Дедушка доставал мед со своей пасеки. В центре нарядного стола, накрытого праздничной скатертью красовалась пасха, украшенная цукатами и выложенными буквами Х.В. рядом с творожной пасхой красовались куличи. Прабабушка пекла куличи по разным рецептам, ее любимыми были заварной и шафрановый. Через кусочек шафранового кулича можно было читать газету, такой он был легкий и пористый. У всех куличей верхушки были политы белоснежной глазурью. На двух больших блюдах лежали красные яйца (прабабушка никогда не красила яйца луковой шелухой).
Дом украшался гиацинтами, специально выращенными к этому празднику. У прадеда цветы высаживались в горшки. У нас эта традиция жива до сих пор. К 10 часам вечера прабабушка, ее дочери, дед и помощники по хозяйству нарядно одевались и шли на службу, которую вел мой прадед.
Этот каменный Святодуховский храм и сохранился до наших дней. Хотя село продолжают называть Ильинским по названию первой деревянной церкви.
Как вспоминал дедушка, в церковь их брали после восьми лет, когда дети могли поститься и разговляться. В первый день Пасхи дети просыпались очень поздно, одевались во все новое и чистое, спускались в нарядно украшенную залу и смотрели как родители принимают гостей. В комнате стояла корзинка с красными яйцами, из которой матушка брала яйца и христосовались с гостями.
А потом все закончилось. В 1918 году арестованы, а 3.02 1919 Отделом особых формирований по делу о контрреволюционной агитации в Святицкой волости приговорены к расстрелу три священника. Один из них, Ардышев из Святицы, а два других – Филимонов и Курочкин - из села Ильинского. 20 января 1920 представители церковной общины подписали с председателем сельского совета соглашение о передаче церковных зданий в бессрочное и бесплатное пользование. К договору прилагалась опись церковного имущества за декабрь 1918 года. Церковь была еще в полной сохранности. На колокольне висело 12 колоколов. Самый малый весом 23 фунта, самый большой - 199 пудов 23 фунта. Священнослужителями в это время были: священник Романов Александр Георгиевич, 1889(88)г.р., священник Поршнев Василий Васильевич, 58 лет, диакон Гребёнкин Устин Григорьевич, 38 лет (жил в каменном доме), псаломщица Гущина Екатерина Андреевна, 50 лет (с 1914 г. числилась учительницей, а с 1920 - псаломщицей). Бельский райисполком в сентябре 1935 года решил временно занять помещение церкви под ссыпку зерна.
23 августа 1937 года за антисоветскую агитацию и пропаганду приговорен к смертной казни и 27.08.1937 расстрелян священник Романов Александр Георгиевич. Так верующие в селе Ильинское лишились последнего священника, закончилось хорошее прошлое и началось трудное будущее для всех членов семьи.