Найти тему
Кино и книги

"Лихие партизаны, чекисты и белогвардейцы": 3 советских приключенческих фильма о гражданской войне

Оглавление

При просмотре советских военно-исторических картин зритель не только следил за приключениями участников сюжета, но и сопереживал их душевным проблемам.

Многие яркие персонажи, даже не всегда положительные, становились для нас как живые, со своей харизмой, словечками, афоризмами. Предлагаю вспомнить три интересных и редких на экране фильма и их героев.

Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!
Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!

"Поговорим, брат" 1978 г.

1922 г. Дальний Восток. Исход гражданской войны предрешен, но в Приморье белогвардейцы и японские интервенты еще пытаются отыграться. Наступление Красной Армии остановлено под Спасском, туда отправляют эшелон с оружием.

Подпольный ревком Владивостока посылает профессионального революционера Петра Кокорина к лидеру приморских партизан Антону Туманову с задачей захватить оружие, объединить силы партизан и занять железнодорожный узел в Жуковке.

В отряде Туманова служит брат Петра - Митька, с которым они давно не виделись, от него старший узнает о смерти матери. Братья остались друг у друга одни, правда, младший надумал жениться на медсестре отряда Вере.

Петр, недавно бежавший из тюрьмы, очень болен и Митька поручает его заботам невесты. Никто не предполагал, что девушка слишком привяжется к своему подопечному.

Кадр из фильма "Поговорим, брат". Братья Кокорины и Вера - пока еще ничто не омрачает их отношений.
Кадр из фильма "Поговорим, брат". Братья Кокорины и Вера - пока еще ничто не омрачает их отношений.
С одной стороны - это типичный историко-приключенческий фильм о дальневосточных партизанах, в котором много от истерна - захват поезда, скачки с трюками и все, свойственные жанру, стрелялки-догонялки, с другой - предшественник дилогии Балабанова о братьях.

Редкая в кино тема братской любви занимает в нем важное место. Любовный треугольник, который, по сути, таковым и не является, словно существует для того, чтобы подчеркнуть, что и любимую девушку Митька уступил бы без сомнений. Ему обидно, досадно, но что старший больше достоин любви Веры, младший не сомневается.

Петр для Митьки - непререкаемый авторитет, потому так часто и звучит эта просьба: "Поговорим, брат". Причем именно Митька с его лихостью, остроумием, любовно наточенной саблей, игрой на гармони и любимым выдрессированным конем является в картине самым обаятельным персонажем.

Другой яркой личностью сюжета, хоть и со знаком минус, можно назвать японского шпиона, самурая, работавшего под личиной корейца Пака. Милый, добрый дедушка, владеющий приемами каратэ и столько лет дурящий голову красным, да и, вообще, русским, поскольку работает он в России аж с японской войны, тоже невольно восхищает.

Кадр из фильма "Поговорим, брат". Дедушка Пак - искусный лекарь и японский агент.
Кадр из фильма "Поговорим, брат". Дедушка Пак - искусный лекарь и японский агент.

Александр Пороховщиков, как всегда, органичен в роли жестокого и умного белогвардейского полковника. Запоминается упрямая бабка Дарья.

О проработке персонажей можно сказать много хорошего: тот же предатель Жмаков, например, очень убедительно выписан. Немного жадности, немного зависти и вот уже в отряде человек хуже врага, потому что и сам не знает, что предаст. Не было бы случая и героем-партизаном по биографии бы остался.

Дальневосточная природа выглядит красиво и убедительно, хотя снимали в других местах. Народный быт колоритен. Музыка и песни Градского, как всегда, хороши, хотя здесь мне не показались уместными: слишком выпадают из атмосферы 20-х годов и напоминают, что, ах, да - это же кино.

"Голова Горгоны" 1986 г.

20-е годы. Северный Кавказ. Демобилизованный красноармеец Сергей Светлов, путешествуя с сестренкой Настей, искал, где устроиться в мирной жизни. Подвозил их местный казак Егор, не особенно к Советской власти лояльный, везший хлеб сдавать по продразверстке. Налетела банда Конаря, мешки с зерном забрали, а Светлова побили, да не добили.

Кадр из фильма "Голова Горгоны". Атаман Конарь (Даниил Нетребин).
Кадр из фильма "Голова Горгоны". Атаман Конарь (Даниил Нетребин).

В госпитале Сергей понял, что под видом раненых бойцов, укрывается немало белых офицеров, вывозятся медикаменты, связался с руководителем местного ЧК Яковом Баградом. В органах о заговоре знали, но понимали, что надо брать центр контрреволюционной организации, а чтобы на него выйти нужен в ней свой человек.

Так и получил Светлов предложение, от которого невозможно отказаться: он тут человек новый, да еще в армейской разведке служил - ему и внедряться в стан врага.

Вышло все случайно: один из раненых, опознал в госпитале белогвардейского контрразведчика Городецкого. Заговорщики убрали свидетеля, а прибывший отряд ЧК перепутал с подозреваемым Светлова.

Бежавший от ареста Сергей пришел к казаку Егору и попал прямо в логово: и атаман Конарь там был, и сам Городецкий, и знакомцы по стычке с бандой. Егор, симпатии которого уже склонялись к красным, выдал Светлова за своего сослуживца у Шкуро, а Городецкий, видя, что с казаками у того отношения не сложились, предложил перейти к нему.

Фильм может похвастаться хорошими актерами и песнями, но персонажи довольно схематичны. Приключенческая динамика соблюдается, бытовая сторона убедительна. Показано как гражданская война проходит по семьям и социальным кругам, разделяя знакомых людей навсегда.
Кадр из фильма "Голова Горгоны". Между Леной Лукониной и ее теткой Самборской раздел по политическим взглядам уже непреодолим.
Кадр из фильма "Голова Горгоны". Между Леной Лукониной и ее теткой Самборской раздел по политическим взглядам уже непреодолим.
Приятно видеть молодого Сергея Варчука (Сергей Светлов) - у него не так много главных ролей, Юрия Назарова (чекист Баград), Владимира Кенигсона (один из руководителей заговора Лавров), Игоря Ледогорова (полковник Луконин), Ариадну Шенгелая (контрреволюционерка Самборская) и многих известных советских актеров.

"Баллада о комиссаре" 1967 г.

Лето 1920 г. Приморское ЧК расстреливает по приговору группу белогвардейских карателей. Один из них, князь Чугуреев, во время казни держится непринужденно, рассказывает сослуживцам о крупной карточной игре, просит у чекистов папиросу.

Комиссар Фадейцев после расстрела, заметив, что Чугуреев только ранен, пытается его добить, но кончились патроны. Скорее всего из невольного уважения к смелости врага, он не говорит товарищам о том, что приговоренный остался жив и оставляет ему шанс на спасение.

Между тем, на острове в море, где расположен бывший императорский заповедник, живут вдали от перипетий гражданской войны пожилой егерь Максим с дочерью Анной. На берег у их дома выносит измученного комиссара Фадейцева, переплывшего на остров во время успешного бунта белых в городе.

Вскоре сюда прибудет с карательным отрядом его знакомый - князь Чугуреев.

Кадр из фильма "Баллада о комиссаре". Поручик из отряда Чугуреева - дебютная роль Талгата Нигматулина.
Кадр из фильма "Баллада о комиссаре". Поручик из отряда Чугуреева - дебютная роль Талгата Нигматулина.
Фильм снят по рассказам участника гражданской войны, писателя Всеволода Иванова, поэтому литературная основа живая и многогранная. Никакого схематизма: герои прекрасно прописаны и не менее великолепно сыграны.
Актер Виктор Шульгин, вечный рабочий-коммунист советского кино, - не менее убедительный князь-белогвардеец. Юрий Назаров - органично сыгранный комиссар, простой, цельный человек. Запоминается молодой Талгат Нигматулин в роли поручика в черных кожаных перчатках. Задаешься вопросом, а зачем они ему нужны, жарко же?
Работа гримеров и костюмеров вызывает глубокое уважение. Все выглядят так словно и правда прибыли с боев гражданской войны: небритые, измученные , грязные, в засаленной и протертой форме.

Кино - наша машина времени, воспользуемся же ей, чтобы погрузиться в прежние времена и былые сражения.
Если вас заинтересовала тема советских военных фильмов предлагаю прочесть предыдущую статью:
"Тайна забытой переправы", "Пароль - Отель Регина", "На перевале не стрелять!": 3 малоизвестных советских истерна.

-9