Поиски христианских святынь –популярная и востребованная авторами тема в литературе и массовой культуре. Достаточно вспомнить Индиану Джонса и его креативного отца по имени Стивен Спилберг. Впрочем, и на отечественной почве не перевелись мастера закручивать сюжеты по поискам не то чаши святого Грааля, не то меча по имени Лигуэт. Последний, по преданию служителей культа, есть орудие Сатаны. Ибо именно им, как гласят многочисленные письменные тексты, и был обезглавлен по приказу царя Ирода тот самый Иоанн Креститель благодаря которому сын плотника и Марии стал кумиром и идолом лет этак две тысячи назад.
Удивительно приятно было знакомиться с новым текстом почитаемого и любимого автора, который в очередной раз продемонстрировал мастерство погружения в конкретную историческую эпоху в конкретном геополитическом контексте. И если раньще мы восхищались даром Алексея Иванова по части описания ранних веков становления российской государственности на восточных рубежах будущей империи, то нынче писатель самым решительным сменил направление своей креативной фантазии.
Так читатели оказались в Восточной Пруссии, где закончился разгром немецко-фашистских войск (весна 1945 года). Это и есть основной хронологически выверенный период повествования. А вот второй (едва ли не более колоритный) – это век 15-й, когда орден тевтонских рыцарей пытается утвердиться на европейском пространстве, примерно в тех же местах, где чуть позже и возникнет та самая Восточная Пруссия. Связывает эти две сюжетных линии нового романа под названием «Тени тевтонов» фабула поисков меча Лигуэт, проще говоря холодного оружия Сатаны. Если вы еще не испугались заданной автором мистики, которая густым флером накрывает страницы книги, то имеет смысл попытаться понять: почему так вдруг Алексей Иванов, патриот Пермского края, «изменил» своей малой родине?
У меня ест версия-ответ на сей вопрос. Видимо, чтобы, с одной стороны, осуществить эксперимент по освоению иных тематических исторических и культурных пластов. А, с другой, сделать себе, своему таланту эстетическую «прививку» против привычных уже тем, сюжетов и героев.
Заметим, что в книге «Тени тевтонов» Алексей Иванов впервые касается такой важной для отечественной литературной традиции темы как Великая Отечественная война. И в очередной раз автор демонстрирует умение описывать сильно и образно перипетии столкновение наших с ненашими. Точно также, как он со смаком и каким-то даже хрустом рисует картины средневековых сражений на полях Старого Света и при штурме замка Мариенбург. Генрик Сенкевич с его «Крестоносцами» был бы, несомненно, доволен, прочти он многочисленные описания сражений тевтонов во славу своего ордена в романе Иванова. Правда, современный читатель рискует запутаться в терминах, званиях бойцов, названий соответствующих предметов боя и номинаций субъектов сих битв в тексте писателя из Перми. Зато он с благодарностью возжелает увидеть тот самый прусский древний город Пиллау, в котором и разворачивается история поисков Лигуэта весной 1945 года. Правда, для этого читателю-энтузиасту придется отправиться в Калининградскую область и посетить город Балтийск, который в своем историческом «девичестве» как раз и был городом Пиллау с башнями, крепостями, катакомбами, подземными туннелями и тайниками.
Все это Алексей Иванов описывает с каким-то невероятным наслаждением, воссоздавая на страницах книги аромат тайн и загадок, а заодно – и сюжетных неожиданностей, включая гендерные трансформации – мальчиков в девочек, а тех – в представительниц темных сил, именуемых в просторечии «ведьмами». Писатель этот мир тьмы хорошо освоил (читайте его роман «Пищеблок»), но меня по мере чтения его новой книги не покидало устойчивое ощущение полупародийности описания событий «оттуда», из средневековья. Однако, в конце концов, читатели у нас народ грамотный, с развитым чувством стиля и вкуса, и потому я оставляю им окончательный вердикт относительно скрытой литературной пародийности той части истории из «Теней тевтонов», которая и отбрасывает сюжет на несколько веков вспять по оси времени.
Заметим, что при этом текст Алексея Иванова традиционно не обошелся без сюжетной линии романтических отношений. Именно любовь в кульминационный момент повествования (в обоих временнЫх пластах) становится движущей силой для основных героев, решительно бросающихся защищать и спасать тех, кого они любят.
Линия оказывается увлекательной и экспрессивной, что позволит забыть о судьбе реального исторического персонажа, присутствующего на страницах книги – оберпрезидента, гауляйтера Восточной Пруссии Эриха Коха.
Писатель Иванов в который уже раз умело сопрягает реальные факты его биографии с некоторыми фантазиями на тему поведения фашистского бонзы в момент краха Третьего рейха. И, в общем-то, оставляет без ответа вопрос о его дальнейшей судьбе, которая, кстати говоря, была не столь ужасной как у других соратников Коха по НСДАП. Заметим, что при этом Кох, действительно, превращается в не самого важного персонажа книги. Для автора важнее судьбы тех, кому он симпатизирует, и кто способен на искренние и романтические чувства.
Не хотелось бы огорчать потенциальных читателей книги, но всего лишь намекну, что если вы смотрели фильм Владимира Мотыля «Женя, Женечка и «катюша», действие которого также завершается в Восточной Пруссии, то, быть может, и догадаетесь о возможных вариантах судьбы некоторых героев нового сочинения Алексея Иванова.
А судьба того самого Лигуэта так и остается неясной. Что вполне понятно в нынешнем мире шоу-цивилизации, где публика так ждет очередных авантюрных рассказов о поисках святынь. Честно говоря, я так и не знаю: а нашли ли, в конце концов, ту самую чашу святого Грааля? Если нет, то бог в помощь тем, кто продолжает ее поиски.
Сергей Ильченко