Найти в Дзене
Александр Позин

Близняшки в космосе | Земля и Марс - 3

Оглавление

Приветствую Вас, уважаемые читатели моего канала! Вот и закончилась наша вынужденная разлука. В Светлое Христово Воскресенье продолжу радовать вас своими статьями и изысканиями. Читайте, если кому интересно. Сегодня - очередная статья из рубрики "Загадки мироздания" . Этот блог не о фантастических теориях и безумных гипотезах . А некоторая систематизация хоть и любопытных, но как общеизвестных , так и вполне вероятных, фактов о нашем мире , живом и неживом.

3. Так есть ли жизнь на Марсе? Часть первая, художественная.

Совсем не удивительно, что именно Марс стал местом в космосе, где человечество упорно ищет своих братьев по разуму. Ведь несмотря на все отличия, именно Марс ближе всего к Земле по своим физическим показателям. И сходство это поражает. Именно поэтому, люди не оставляют надежду встретить на Красной планете, если не разумную, то хотя бы другую форму жизни.

Взрыв интереса к марсианской тематике произошёл в конце XIX века. Считалось, что что на Марсе может существовать даже не жизнь, а развитая цивилизация. Дискуссии, научные конференции, документальные фильмы и конечно же литература окунулись в эту тему. Научная мысль шла рука об руку с художественным вымыслом. Научная сторона и художественная подгоняли и питались идеями друг друга. Именно поэтому художественной фантастике стоит уделить не меньшее внимание, чем научным гипотезам.

Со временем вработалось три взгляда, или три точки зрения на МАРСИАН:

  • I тип - марсиане по своим антропологическим, психическим и генетическим параметрам мало отличаются от землян. Более того, межрасовое скрещивание представителей двух космических рас способно давать потомство.
  • II тип - марсиане, хоть и гуманоиды, но очень давно разошлись с людьми эволюционно. Они не просто психофизически и генетически разные, но представляют разные ветви космической эволюции. Вариант т.н. "зелёных человечков".
  • III тип - жители Марса - абсолютно чуждые гуманоидам существа, имеющие абсолютно иную психику, антропологию и генетику. Диапазон тут неисчерпаем: от головоногих до насекомых.

I. "Война миров" Герберта Уэллса, 1897 г.

Пальму первенства стоит отдать патриарху научной фантастики. Классическая "литература вторжения". Правда в романе Марс отсутствует как место действия, но присутствуют марсиане как существа, осуществляющие космическую экспансию. Они выступают как абсолютно враждебная и чуждая человечеству сила.

Марсиане по представлению Г. Уэллса - существа III типа.
Марсиане по представлению Г. Уэллса - существа III типа.

Роман пережил множество изданий (и подражаний) и экранизаций. Самой удачной стоит признать фильм Стивена Спилберга с Томом Крузом в главной роли.

"Война миров" (2005):

II. "Принцесса Марса" (1911) и весь "Марсианский цикл" Эдгара Берроуза.

Даёт нам совсем иную трактовку о жителях Марса. Прежде всего это книга о попаданце. Главный герой оказывается на Марсе (Барсуме на языке марсиан) не в результате межпланетного полёта, а благодаря неведомому лучу. На планете оказывается сосуществуют разные расы марсиан, и пришелец с Земли волей-неволей вмешивается в их внутрипланетные разборки.

Расы марсиан I  и II типа. Обе - гуманоиды, имевшие по книге общего предка.
Расы марсиан I и II типа. Обе - гуманоиды, имевшие по книге общего предка.

И это произведение пережило множество изданий и экранизаций. Последняя экранизация - "Джон Картер" (2012) собрал неоднозначные оценки критиков, был провальным с США и собрал хорошую кассу в России.

III. "Аэлита" Алексея Толстого, 1923 г.

Герои книги - инженер Лось и красноармеец Гусев отправляются на Марс с помощью межпланетного дирижабля (ракеты). И в этом романе марсиане представлены двумя расами: аолы (аборигены) и горы (потомки атлантов с Земли). И те и другие - не просто гуманоиды, а ЛЮДИ, спокойно скрещивающиеся между собой.

Иллюстрация в первому изданию.
Иллюстрация в первому изданию.

По своему идейному наполнению "Аэлита" - это антиУэллс, роман, в котором автор подверг критике социальный пессимизм своего современника. Глубокая социально-нравственная проблематика актуальна и в наши дни, поэтому роман до сих пор переиздается и вполне читабелен. В 1925 г. режиссёр Яков Протазанов снял по произведению немой одноимённый фильм.

-5

"Аэлита" (1925):

Футуристический дизайн и костюмы поражают до сих пор.

IV. "Марсианские хроники" Рэй Брэдбери, конец 40-х - начало 50-х гг. XX века.

Строго говоря, это не роман, а цикл историй и новелл, объединённых в одну книгу. "Марсианские хроники" принесли мировую известность автору. Как и вся фантастика - эта книга не космосе, не о Марсе, и не о марсианах. Эта книга о современном писателю обществе потребления, о колониализме, о расизме, об отношении человечества к окружающей среде. Марсиане здесь - типичные аборигены, к которым земляне относятся точно так же, как и в своем мире. В конце концов аборигены вымерли от какой-то занесённой землянами инфекции (как все похоже!). Но остались нечто вроде духов (III тип), способных мимикрировать под умерших близких, отчего земляне медленно сходят с ума.

Марсиане в книге - гуманоиды, скорее, II типа, имеют по шесть пальцев.
Марсиане в книге - гуманоиды, скорее, II типа, имеют по шесть пальцев.

Рассказы из книги неоднократно экранизировались, в том числе и в России.

"Четвёртая планета" (1995), режиссёр Дмитрий Астрахан:

Конечно, от первоисточника осталась одна идея, но в целом, интересно.

V. "Шпага Рианона" Ли Б Брэкетт, 1949 г.

Произведение, во-многом стоящее особняком в научно-фантастической литературе. Во-первых, оно впервые не о землянах, а о марсианах, а именно, автохтонных марсианах. Во-вторых, автор- женщина, и это чувствуется при прочтении. А в-третьих, это история о попаданцах, но марсианских попаданцах. И, в-четвёртых, роман стремится осмыслить экологическую катастрофу. постигшую Красную планету.

Марсиане - не просто гуманоиды по I типу, но вообще полный аналог людей, позволяющий предположить, что современные земляне -- потомки колонистов с Марса, эвакуировавшихся на Землю.
Марсиане - не просто гуманоиды по I типу, но вообще полный аналог людей, позволяющий предположить, что современные земляне -- потомки колонистов с Марса, эвакуировавшихся на Землю.

Главный герой из мира близкого к современному Марсу (во всяком случае из недалёкого прошлого планеты) - холодному, пустынному, безводному с умирающей цивилизацией, попадает во времена далёкого прошлого, когда Марс был зелёным, с полноводными реками и обширными морями.

VI. "Двойник" Роберт Хайнлайн, 1959 г.

У начинающего мастера как всегда - книга о Земле, о людях Земли, о выборе, преодолении и нравственном росте. Марс и марсиане в данном случае лишь фон для обычной земной истории. Но вот начало вообще историй о марсианах как о "зелёных человечках" - отсюда.

Типично II тип наших преставлений о жителях Марса..
Типично II тип наших преставлений о жителях Марса..

VII. "Пески Марса" Артур Кларк, 1964 г.

-9

История о том, как земляне пытаются приспособить планету для жизни. Разумных существ на Марсе нет. Однако, белковая форма жизни наличествует. Флора представлена растениями на экваторе. растения не обладают хлорофиллом, так как в атмосфере практически отсутствует кислород для фотосинтеза. Вместо этого они перерабатывают различные оксиды, которых много в марсианском песке (в основном окисел железа), чтобы получить необходимый кислород. Животный мир состоит из похожих на кенгуру сумчатых. Эта книга - как раз тот случай, когда последние научные изыскания явно оказали воздействия на полёт фантазии автора: никаких высших форм разума на Марсе нет.

VIII. "Мы вам всё припомним" Филип К. Дик, 1966 г.

В книге как таковых марсиан нет, если не считать ими мутантов, появившихся в условиях дефицита воздуха.

-10

Всемирную известность приобрела экранизация романа "Вспомнить всё" (1990) блестяще поставленная Паулем Верховеном с блистательными Арнольдом Шварценеггером и Шарон Стоун в главных ролях:

Да, есть ещё какие-то Древние, оставившие артефакт, способный сделать Марс пригонным для жизни.

IX. "Марс атакует!" (1996), режиссёр Тим Бёртон.

Последний пункт в нашем списке представлений о марсианах не художественная литература, а игровой фильм. Но пройти мимо этой комедии чёрного юмора никак нельзя. Казалось бы, нарочито придурковатая история, но она блистательно обыгрывает все штампы, сложившиеся в мировой фантастике к настоящему времени. Фильм просто стебётся над ними.

Экскурс по страницам научной фантастики о Марсе завершён. Следующий раз будет сурьёз - рассмотрим научные концепции жизни на Марсе.

Продолжение следует!

Подписывайтесь на канал, ставьте лалйки, рекомендуйте знакомым.

Предыдущий материал рубрики здесь.

Следующий материал здесь.