Я не собираюсь бросать тему, очень меня интересующую - феи, фейри и прочий маленький народ. Как только всплывает новый изумительный факт, я делюсь им с вами.
Так что же роднит героев нашей прошлой вольной публикации и феечек? Да! Наличие крылышек!
Пока я плавала по волнам интернета и подбирала разных существ для наглядной демонстрации превращения Пана в черта, я нашла целый ряд очень странных изображений.
Признаюсь честно, до того, о чем я расскажу сейчас, я никогда не додумалась бы сама. Мне информация приплыла прямо в руки! Девушка искусствовед из Великобритании, специализирующаяся на викторианском искусстве, выложила отрывок из научной публикации «Бабочки в геенне огненной» (“Butterflies at the Mouth of Hell: traces of biology of two species of Nymphalidae (Lepidoptera) in European paintings of the fifteenth century” by A. L. Carvalho).
Статья оказалась в свободном доступе в интернете.
Я прочитала ее и подумала – это мне говорят, что я навыдумывала всякую ерунду, что я увидела в песнях Меркьюри то, чего там нет и быть не может, что я ищу пятый угол и то, что я пишу, за мыслительный процесс не сходит??? Ну-ну…
Прочитав отрывок из этой монографии, я поняла, что полет моей фантазии очень и очень скромен!
Но сначала мне надо бы показать вам картину, о которой пойдет речь ниже.
Вот пару интересных отрывков из этой замечательной книги.
Бабочки часто изображались художниками 13-15 веков на картинах, потому что по представлениям богословов они символизировали воскрешение Христа. Гусеница-куколка-бабочка соответственно трактовались как жизнь-смерть-воскрешение. Из-за разнообразия их форм и цветов, бабочкам часто приписывали символические значения.
Фламандский художник Ганс Мемлинг изобразил чертей с крыльями бабочки (так называемые «раскрашенные дьяволы с крыльями бабочек»). Автор книги ставил перед собой задачу идентифицировать бабочек и попытаться понять, почему именно их крылышки были «приделаны» чертям.
Все ангелы имеют типичные птичьи крылья. Несколько демонов тоже крылатые, с крыльями летучих мышей, что считается иконографическим стандартом дьявола начиная с XIV века.
Напротив мы видим пять демонов с крыльями насекомых, три из них с крыльями бабочек. Это совершенно уникальное изображение, не встречающееся в изображениях демонов того периода. Если присмотреться к крыльям, можно выделить два отчетливых образца окраски. Одно из насекомых явно не бабочка – перед нами крылья стрекозы.
Бабочки, изображенные Мемлингом соответствуют крапивнице (nymphalidae Aglais urticae) и красному адмиралу (Vanessa atalanta) виду, широко распространенному на Севере. Личинки обоих видов живут в основном на листьях крапивы (Urtica dioica L.) Взрослые адмиралы обычно питаются жидкостями, полученными при разложении органического вещества (гнилые фрукты и птичьи экскременты).
На этом мне придется прервать автора исследования. Давайте заглянем в Словарь символов и поищем крапиву!
«В народной культуре играет роль оберега и отгонного средства; причисляется к «дьявольским» растениям, соотносимым с «чужим» миром; вместе с тем наделяется символикой плодородия. Согласно легендам, К. произошла из проклятых или грешных людей либо выросла на месте их гибели. О К. в народе говорили, что ее посеял дьявол и она проклята Богом. Представления о К. как о растении «чужого», «дикого», «аномального» мира отразились в выражениях: найти в крапиве — родить внебрачного ребенка; крапивница — мать внебрачного ребенка, рус. крапива, крапивник — внебрачный ребенок, подкидыш; прыгать в крапиву, скакать в крапиву — о прелюбодеянии, внебрачных связях…»
http://www.symbolarium.ru/index.php/Крапива
Каково!
Мне сразу пришла в голову Элиза, ткущая братьям-лебедям рубашки из крапивы голыми руками. Помните? Фея посоветовала Элизе накинуть на братьев-принцев, превращенных в диких лебедей, рубашки из крапивы, которые она должна была сплести собственноручно. Элизу завистники обвинили в колдовстве. Видимо, не только потому, что она была немая и жила одиноко в пещере. Крапива считалась растением, посаженным дьяволом, да и росла на кладбище. Прямая связь. Правда?
Ниже иллюстрации Либико Марайи из любимой книжки моего детства. Я ничего не знала об этом художнике, поэтому и иллюстрации его выглядели еще более привлекательными - "Цветы маленькой Иды", "Стойкий оловянный солдатик", "Дикие лебеди"...
Снова передадим слово искусствоведу.
Точность изображения крыльев крапивницы и адмирала на картине Мемлинга подразумевает, что эти виды тщательно наблюдались в природе до того, как стать моделями. Понятно, что их выбор не был случайным. Из всех грехов похоть считалась самым непосредственным образом связанным с Дьяволом. (А почему, мы уже поняли, когда следили за трансформацией Пана, «отвечавшего» за животворящие силы природы, плодородие и прочее), Ассоциация крапивы с похотью и адским пламенем возникли давно. Отсюда родилась практика самобичевания католических монахов и святых, широко распространенной в средневековье, которая должна была избавить их от плотских вожделений. Практика использования крапивы для самобичевания поощрялась церковью тогда и продолжает оставаться традицией во многих странах мира до сих пор.
Ученые-искусствоведы единодушны во мнении, что Ганс Мемлинг, как и другие менее известные мастера современной живописи из Брюгге, не был новатором. Его искусство - обобщение формул, установленных фламандским художники предшествующего поколения. Но найти примеры подобных изображений сейчас очень сложно из-за так называемой «иконоборческой ярости» между 1566 г и 1567 г. В то время кальвинистами было разрушено в Нидерландах около 400 церквей. Неудивительно, что голландские художники 17 века сосредоточили почти исключительно на пейзажах и натюрмортах.
На этом о Мемлинге и его креативных дьяволах все.
Добавлю еще несколько слов к этой интереснейшей с моей точки зрения истории.
Я не угомонилась и начала поиск в интернете разных представителей потустороннего мира с крылышками бабочек. Не густо, но что-то есть!И не с такой фотографической точностью - но крылья бабочек вполне узнаваемы.
Якоб ван Сваненбург (нидерл. Jacob van Swanenburgh 1571, Лейден — 1638, Лейден) — нидерландский художник, представитель позднего маньеризма.
Бартоломé Бермéхо, также Бартоломé де Кáрденас (исп. Bartolomé Bermejo, Bartolomé de Cárdenas, ок. 1440, Кордова — ок.1498, Барселона) — испанский художник испано-фламандской школы, крупнейший представитель готики в Испании.
Пи́тер Бре́йгель Ста́рший (нидерл. Pieter Bruegel de Oude [ˈpitər ˈbrøːɣəl][5]; ок. 1525 — 9 сентября 1569, Брюссель), известный также под прозвищем «Мужицкий» — нидерландский живописец и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников.
Падение мятежных ангелов. 1562
Питер ван дер Хейден, известный также как Петрус а Мерика (Petrus Ameringius / Mercinus / Merica), ок. 1530, Антверпен (?) — после марта 1572) — фламандский художник и гравёр.
Еру́н Анто́нисон ван А́кен (нидерл. Jeroen Anthoniszoon van Aken; более известный как Иерони́м Босх (около 1450—1516) — нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения. Из творчества художника сохранилось около десяти картин и двенадцати рисунков. Был посвящён в члены Братства Богоматери (нидерл. Illustre Lieve Vrouwe Broederschap; 1486); считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства.
Неизвестный мне художник с богатым воображением. Тут он просто был срисован с Пана, судя по рогам и колокольчикам!
Так откуда и когда, все же, появились крылья у феечек?
Вероятно, крылья всегда ассоциировались со связью с иными мирами.
Как бы в помощь мне недавно состоялись семинары, на которых рассматривалась эволюция представлениях о феях от Средневековья и до викторианской эпохи.
Вот какие основные постулаты я для себя уяснила. Пишу тезисно.
Средневековье. Явно прослеживается связь между феями и миром мертвых. Одним из способов продемонстрировать это были крылья. Крылья бабочек еще со времен Древней Греции ассоциировались с душой. Тут можно вспомнить Психею. Она всегда изображалась с крыльями. Психе́я, или Психе́ (др.-греч. Ψυχή — «душа», «дыхание») — в древнегреческой мифолог олицетворение души, дыхания; представлялась в образе бабочки или девушки с крыльями бабочки.( Если мы перечитаем миф о ней, то нам станет еще понятнее, что Психея по сути и есть мертвая девушка).
Поэтому, когда в Средневековье люди представляли себе умерших, то вполне логично, что они изображали их крылатыми. Кстати, и до сих пор представление о связи между крыльями и мертвыми не устарело.
Границы между феями и усопшими была в Средние Века очень прозрачна. Феи – это не иной вид людей, это как бы другое состояние бытия. По этому поводу есть статья Кэтрин Бриггс «Феи и царство мертвых». Не уверена, что она переведена на русский. Кстати, мы уже упоминали, что Бриггс всемирно признанная мифолог, фольклорист, область ее интересов – фольклор Британских островов.
Учебник магии 16 века «Гримуар» (я его не читала, разумеется – приняла на веру слова специалистов) утверждает, что феи – это практически демоны, и приводит формулу, с помощью которой их можно вызвать. Вот вам на всякий случай. Вдруг приспичит!
В викторианские времена взгляд на фей категорически изменился. Леди Уайльд (Сперанца Уайльд, мать Оскара Уайльда, известный мифолог и фольклорист) рассматривает фей, как потомков великой расы, когда-то населявшей Персию. Но об этом внимательно читавшие меня уже знают. Я писала об этом в публикации, посвященной песне Фредди Меркьюри «My Fairy King». Собственно говоря, оттуда и произросло такое мое пристальное внимание к феям и прочей нечисти.
Вообще теорий о происхождение фей огромное множество. Даже удивительно, что так много серьезных взрослых людей этим занимается! Хотя, чего там удивляться, если даже сам Артур Конан Дойл!..
Одна из теорий утверждает, что когда-то грешные ангелы были низвергнуты в ад, праведные остались в раю, а ни то ни се стало феями. Но мне эта теория как-то не близка! Она мрачна, хотя и тоже связывает фей с миром мертвых, миром ангелов и демонов.
Видите, как изящно мы закругляемся, снова вернувшись к "Падению мятежных ангелов"? Только на этот раз я покажу вам то, как это событие представил себе великий художник-визионер, тоже предшественник викторианской сказочной живописи ныне признанный одой из важнейших фигур в изобразительном искусстве Англии Уильям Блейк.
Благодарю за внимание и вот такая вам современная фея на прощение! Да! Они продолжают пленять наши умы.
Если вам нравится мой канал, если вам интересно и время, проведенное за чтением, прошло не зря, вы можете поддержать меня
Поддержка канала Сбербанк 4279 3806 2812 9613