Найти в Дзене
Chungurova Tatiana

Откуда у фей крылышки?

Stephanie Pui-Mun Law
Stephanie Pui-Mun Law

Я не собираюсь бросать тему, очень меня интересующую - феи, фейри и прочий маленький народ. Как только всплывает новый изумительный факт, я делюсь им с вами.

Так что же роднит героев нашей прошлой вольной публикации и феечек? Да! Наличие крылышек!

Пока я плавала по волнам интернета и подбирала разных существ для наглядной демонстрации превращения Пана в черта, я нашла целый ряд очень странных изображений.

Признаюсь честно, до того, о чем я расскажу сейчас, я никогда не додумалась бы сама. Мне информация приплыла прямо в руки! Девушка искусствовед из Великобритании, специализирующаяся на викторианском искусстве, выложила отрывок из научной публикации «Бабочки в геенне огненной» (“Butterflies at the Mouth of Hell: traces of biology of two species of Nymphalidae (Lepidoptera) in European paintings of the fifteenth century” by A. L. Carvalho).

Статья оказалась в свободном доступе в интернете.

Я прочитала ее и подумала – это мне говорят, что я навыдумывала всякую ерунду, что я увидела в песнях Меркьюри то, чего там нет и быть не может, что я ищу пятый угол и то, что я пишу, за мыслительный процесс не сходит??? Ну-ну…

Прочитав отрывок из этой монографии, я поняла, что полет моей фантазии очень и очень скромен!

Но сначала мне надо бы показать вам картину, о которой пойдет речь ниже.

Ганс Мемлинг "Страшный суд", фрагмент триптиха, 1473 Дубовая доска, масло. 211 × 161 см Национальный музей, Гданьск. Основные факты о картине здесь  https://ru.wikipedia.org/wiki/Страшный_суд_(картина_Мемлинга)
Ганс Мемлинг "Страшный суд", фрагмент триптиха, 1473 Дубовая доска, масло. 211 × 161 см Национальный музей, Гданьск. Основные факты о картине здесь https://ru.wikipedia.org/wiki/Страшный_суд_(картина_Мемлинга)

Вот пару интересных отрывков из этой замечательной книги.

Бабочки часто изображались художниками 13-15 веков на картинах, потому что по представлениям богословов они символизировали воскрешение Христа. Гусеница-куколка-бабочка соответственно трактовались как жизнь-смерть-воскрешение. Из-за разнообразия их форм и цветов, бабочкам часто приписывали символические значения.

Фламандский художник Ганс Мемлинг изобразил чертей с крыльями бабочки (так называемые «раскрашенные дьяволы с крыльями бабочек»). Автор книги ставил перед собой задачу идентифицировать бабочек и попытаться понять, почему именно их крылышки были «приделаны» чертям.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Страшный_суд_(картина_Мемлинга)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Страшный_суд_(картина_Мемлинга)

Все ангелы имеют типичные птичьи крылья. Несколько демонов тоже крылатые, с крыльями летучих мышей, что считается иконографическим стандартом дьявола начиная с XIV века.

Напротив мы видим пять демонов с крыльями насекомых, три из них с крыльями бабочек. Это совершенно уникальное изображение, не встречающееся в изображениях демонов того периода. Если присмотреться к крыльям, можно выделить два отчетливых образца окраски. Одно из насекомых явно не бабочка – перед нами крылья стрекозы.

Иллюстрация из книги (в общественном пользовании)
Иллюстрация из книги (в общественном пользовании)
Тут крапивница, правда, на эхинацее, но это не отменяет того, что называется она, все же, крапивницей.
Тут крапивница, правда, на эхинацее, но это не отменяет того, что называется она, все же, крапивницей.

Зато тут все в порядке - адмирал на крапиве.
Зато тут все в порядке - адмирал на крапиве.

Бабочки, изображенные Мемлингом соответствуют крапивнице (nymphalidae Aglais urticae) и красному адмиралу (Vanessa atalanta) виду, широко распространенному на Севере. Личинки обоих видов живут в основном на листьях крапивы (Urtica dioica L.) Взрослые адмиралы обычно питаются жидкостями, полученными при разложении органического вещества (гнилые фрукты и птичьи экскременты).

На этом мне придется прервать автора исследования. Давайте заглянем в Словарь символов и поищем крапиву!

Иллюстрация из книги (в общественном пользовании)
Иллюстрация из книги (в общественном пользовании)

«В народной культуре играет роль оберега и отгонного средства; причисляется к «дьявольским» растениям, соотносимым с «чужим» миром; вместе с тем наделяется символикой плодородия. Согласно легендам, К. произошла из проклятых или грешных людей либо выросла на месте их гибели. О К. в народе говорили, что ее посеял дьявол и она проклята Богом. Представления о К. как о растении «чужого», «дикого», «аномального» мира отразились в выражениях: найти в крапиве — родить внебрачного ребенка; крапивница — мать внебрачного ребенка, рус. крапива, крапивник — внебрачный ребенок, подкидыш; прыгать в крапиву, скакать в крапиву — о прелюбодеянии, внебрачных связях…»

http://www.symbolarium.ru/index.php/Крапива

Каково!

Мне сразу пришла в голову Элиза, ткущая братьям-лебедям рубашки из крапивы голыми руками. Помните? Фея посоветовала Элизе накинуть на братьев-принцев, превращенных в диких лебедей, рубашки из крапивы, которые она должна была сплести собственноручно. Элизу завистники обвинили в колдовстве. Видимо, не только потому, что она была немая и жила одиноко в пещере. Крапива считалась растением, посаженным дьяволом, да и росла на кладбище. Прямая связь. Правда?

Ниже иллюстрации Либико Марайи из любимой книжки моего детства. Я ничего не знала об этом художнике, поэтому и иллюстрации его выглядели еще более привлекательными - "Цветы маленькой Иды", "Стойкий оловянный солдатик", "Дикие лебеди"...

http://soloillustratori.blogspot.com/2014/04/libico-maraja.html
http://soloillustratori.blogspot.com/2014/04/libico-maraja.html

http://soloillustratori.blogspot.com/2014/04/libico-maraja.html
http://soloillustratori.blogspot.com/2014/04/libico-maraja.html

http://soloillustratori.blogspot.com/2014/04/libico-maraja.html
http://soloillustratori.blogspot.com/2014/04/libico-maraja.html

Снова передадим слово искусствоведу.

Точность изображения крыльев крапивницы и адмирала на картине Мемлинга подразумевает, что эти виды тщательно наблюдались в природе до того, как стать моделями. Понятно, что их выбор не был случайным. Из всех грехов похоть считалась самым непосредственным образом связанным с Дьяволом. (А почему, мы уже поняли, когда следили за трансформацией Пана, «отвечавшего» за животворящие силы природы, плодородие и прочее), Ассоциация крапивы с похотью и адским пламенем возникли давно. Отсюда родилась практика самобичевания католических монахов и святых, широко распространенной в средневековье, которая должна была избавить их от плотских вожделений. Практика использования крапивы для самобичевания поощрялась церковью тогда и продолжает оставаться традицией во многих странах мира до сих пор.

Ученые-искусствоведы единодушны во мнении, что Ганс Мемлинг, как и другие менее известные мастера современной живописи из Брюгге, не был новатором. Его искусство - обобщение формул, установленных фламандским художники предшествующего поколения. Но найти примеры подобных изображений сейчас очень сложно из-за так называемой «иконоборческой ярости» между 1566 г и 1567 г. В то время кальвинистами было разрушено в Нидерландах около 400 церквей. Неудивительно, что голландские художники 17 века сосредоточили почти исключительно на пейзажах и натюрмортах.

На этом о Мемлинге и его креативных дьяволах все.

Добавлю еще несколько слов к этой интереснейшей с моей точки зрения истории.

Я не угомонилась и начала поиск в интернете разных представителей потустороннего мира с крылышками бабочек. Не густо, но что-то есть!И не с такой фотографической точностью - но крылья бабочек вполне узнаваемы.

Якоб ван Сваненбург (нидерл. Jacob van Swanenburgh 1571, Лейден — 1638, Лейден) — нидерландский художник, представитель позднего маньеризма.

Бартоломé Бермéхо, также Бартоломé де Кáрденас (исп. Bartolomé Bermejo, Bartolomé de Cárdenas, ок. 1440, Кордова — ок.1498, Барселона) — испанский художник испано-фламандской школы, крупнейший представитель готики в Испании.

Пи́тер Бре́йгель Ста́рший (нидерл. Pieter Bruegel de Oude [ˈpitər ˈbrøːɣəl][5]; ок. 1525 — 9 сентября 1569, Брюссель), известный также под прозвищем «Мужицкий» — нидерландский живописец и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников.

Падение мятежных ангелов. 1562

https://ru.wikipedia.org/wiki/Падение_мятежных_ангелов_(картина)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Падение_мятежных_ангелов_(картина)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Падение_мятежных_ангелов_(картина)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Падение_мятежных_ангелов_(картина)

Питер ван дер Хейден, известный также как Петрус а Мерика (Petrus Ameringius / Mercinus / Merica), ок. 1530, Антверпен (?) — после марта 1572) — фламандский художник и гравёр.

Pieter van der Heyden, After Pieter Bruegel the Elder                                                       Питер ван дер Хейден по мотивам Питера Брейгеля, Зависть 1558
Pieter van der Heyden, After Pieter Bruegel the Elder Питер ван дер Хейден по мотивам Питера Брейгеля, Зависть 1558

Еру́н Анто́нисон ван А́кен (нидерл. Jeroen Anthoniszoon van Aken; более известный как Иерони́м Босх (около 14501516) — нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения. Из творчества художника сохранилось около десяти картин и двенадцати рисунков. Был посвящён в члены Братства Богоматери (нидерл. Illustre Lieve Vrouwe Broederschap; 1486); считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства.

Сад земных наслаждений, фрагмент (не то крылья бабочек, не то рыбные плавники)
Сад земных наслаждений, фрагмент (не то крылья бабочек, не то рыбные плавники)

Неизвестный мне художник с богатым воображением. Тут он просто был срисован с Пана, судя по рогам и колокольчикам!

-17

Так откуда и когда, все же, появились крылья у феечек?

Вероятно, крылья всегда ассоциировались со связью с иными мирами.

Как бы в помощь мне недавно состоялись семинары, на которых рассматривалась эволюция представлениях о феях от Средневековья и до викторианской эпохи.

Вот какие основные постулаты я для себя уяснила. Пишу тезисно.

Средневековье. Явно прослеживается связь между феями и миром мертвых. Одним из способов продемонстрировать это были крылья. Крылья бабочек еще со времен Древней Греции ассоциировались с душой. Тут можно вспомнить Психею. Она всегда изображалась с крыльями. Психе́я, или Психе́ (др.-греч. Ψυχή — «душа», «дыхание») — в древнегреческой мифолог олицетворение души, дыхания; представлялась в образе бабочки или девушки с крыльями бабочки.( Если мы перечитаем миф о ней, то нам станет еще понятнее, что Психея по сути и есть мертвая девушка).

О.Б. Глэз  «Психея» (1856 год)  https://ru.wikipedia.org/wiki/Психея#/media/Файл:Psyche_LACMA_AC1997.108.1.jpg
О.Б. Глэз «Психея» (1856 год) https://ru.wikipedia.org/wiki/Психея#/media/Файл:Psyche_LACMA_AC1997.108.1.jpg

Поэтому, когда в Средневековье люди представляли себе умерших, то вполне логично, что они изображали их крылатыми. Кстати, и до сих пор представление о связи между крыльями и мертвыми не устарело.

Границы между феями и усопшими была в Средние Века очень прозрачна. Феи – это не иной вид людей, это как бы другое состояние бытия. По этому поводу есть статья Кэтрин Бриггс «Феи и царство мертвых». Не уверена, что она переведена на русский. Кстати, мы уже упоминали, что Бриггс всемирно признанная мифолог, фольклорист, область ее интересов – фольклор Британских островов.

Учебник магии 16 века «Гримуар» (я его не читала, разумеется – приняла на веру слова специалистов) утверждает, что феи – это практически демоны, и приводит формулу, с помощью которой их можно вызвать. Вот вам на всякий случай. Вдруг приспичит!

-19

В викторианские времена взгляд на фей категорически изменился. Леди Уайльд (Сперанца Уайльд, мать Оскара Уайльда, известный мифолог и фольклорист) рассматривает фей, как потомков великой расы, когда-то населявшей Персию. Но об этом внимательно читавшие меня уже знают. Я писала об этом в публикации, посвященной песне Фредди Меркьюри «My Fairy King». Собственно говоря, оттуда и произросло такое мое пристальное внимание к феям и прочей нечисти.

Вообще теорий о происхождение фей огромное множество. Даже удивительно, что так много серьезных взрослых людей этим занимается! Хотя, чего там удивляться, если даже сам Артур Конан Дойл!..

Одна из теорий утверждает, что когда-то грешные ангелы были низвергнуты в ад, праведные остались в раю, а ни то ни се стало феями. Но мне эта теория как-то не близка! Она мрачна, хотя и тоже связывает фей с миром мертвых, миром ангелов и демонов.

Видите, как изящно мы закругляемся, снова вернувшись к "Падению мятежных ангелов"? Только на этот раз я покажу вам то, как это событие представил себе великий художник-визионер, тоже предшественник викторианской сказочной живописи ныне признанный одой из важнейших фигур в изобразительном искусстве Англии Уильям Блейк.

Низвержение восставших ангелов, Уильям Блейк, 1808
Низвержение восставших ангелов, Уильям Блейк, 1808

Благодарю за внимание и вот такая вам современная фея на прощение! Да! Они продолжают пленять наши умы.

Stephanie Pui-Mun Law  (https://www.instagram.com/spmlaw/)
Stephanie Pui-Mun Law (https://www.instagram.com/spmlaw/)

Если вам нравится мой канал, если вам интересно и время, проведенное за чтением, прошло не зря, вы можете поддержать меня

Поддержка канала Сбербанк 4279 3806 2812 9613