Теперь вперемежку с рекламой чипсов и майонеза СМИ будут продвигать и вечные ценности.
Владимир Путин подписал закон, который регулирует размещение социальной рекламы в интернете. Закон вводит обязательную квоту в 5% на размещение подобной рекламы. На первом этапе документ затронет крупнейшие сервисы - "Яндекс", Mail.ru, Rambler, Google и Facebook.
Закон предусматривает создание системы мониторинга интернет-площадок и единого оператора размещения. Некоммерческая организация-оператор будет получать прогнозные значения объемов рекламы от площадок-рекламораспространителей и в рамках пятипроцентной доли размещать социальный контент. Для этого организация будет вести учет рекламных форматов и площадей, предоставленных владельцами информационных ресурсов, и каждый год отчитываться о размещении соцрекламы.
Между тем, аналогичные нормы уже действуют для телевизионной рекламы, а также рекламы на баннерах, только вот на федеральных каналах давно уже не было ярких социальных роликов, которые выходили в лихие 90-е. Вспомним самые яркие клипы, которые и спустя 30 лет не потеряли актуальности.
«Позвоните родителям»
Самой первой социальной рекламой в современной России считается проект Игоря Буренкова "Позвоните родителям!". Возможно, сейчас мало кто вспомнит тот самый ролик, который вышел в 1992 году, но слоган ушел в народ и стал настоящим брендом, под которым были сняты десятки видеоклипов на актуальную во все времена тему.
Буренков является не только инициатором данного проекта, но и официально ввел понятие "социальной рекламы", став автором одноименной статьи федерального закона о рекламе.
"Меня часто спрашивали: зачем тебе-то это нужно, это же не несет коммерческой целесообразности? А я объяснял, что это принесет нечто большее, чем деньги. К тому же, были у меня и некоторые эгоистические соображения. Видя, как моя дочка слету запоминала рекламные девизы, мне захотелось, чтобы она запомнила что-нибудь более важное и нужное в этой жизни. Да и вообще, социальная реклама — это элемент гражданского общества. Хотелось бы жить в нем уже сейчас, а не в далеком будущем", — отметил журналист в интервью «Коммерсанту».
«Русский проект»
«Русский проект», который транслировался по ОРТ в 1995-1997 годы, стал фактически первой серийной социальной рекламой в России. Продюсером проекта являлся Константин Эрнст, режиссёром был Денис Евстигнеев, а сценаристом — Пётр Луцик. В съемках роликов были задействованы именитые актеры: Нонна Мордюкова, Алексей Кравченко Алексей Булдаков, Римма Маркова, Лев Дуров, Никита Михалков, Владимир Машков и многие другие.
Короткометражные пронзительные ролики длительностью 1-3 минуты показывали жизнь русского трудового народа. Очень ярко авторы показали переживания простых людей: любовь, счастье, радость, чувство долга. Цитаты из роликов разлетелись на цитаты, и напоминали, что счастье – это не только деньги и карьера, куда важнее любовь, семейные ценности, дружба. Подобные темы и сейчас актуальны, только вот на федеральных каналах по-прежнему царит культ денег, пошлости и примитивной пропаганды.
Ролики первого сезона демонстрировались на телеканале с 1 апреля 1995 по 1996 год, второго — с 1996 по 1 марта 1997 года.
«Помни о близких»
Это, наверное, самый известный ролик, который помнит даже молодежь. В центре сюжета часовой (актер Алексей Кравченко), который стоит на посту №1 на Красной площади. Напротив него, за ограждением находится толпа зрителей в ожидании боя курантов. Среди них и его мать, которую играет Нина Усатова. Старушка громко рассказывает ему о деревенских новостях, о погоде, о картошке, говорит, что привезла ему варенье. Потом, видя, что сын не реагирует, громко сокрушается: «Не слышит!».
Один из стоящих рядом (Игорь Золотовицкий) обращается к солдату: «Дима, ну хоть бы рукой махнул матери!». Этот призыв подхватывают окружающие в том числе интуристы. Часовой плачет — борьба с желанием помахать маме вступает в противоречие с долгом часового — стоять неподвижно. Люди скандируют: «Дима, помаши маме!». Наконец молодой человек улыбается и сначала робко, а после без стеснения машет рукой. Зрители аплодируют. Слышен бой курантов, который заставляет Диму снова принять неподвижность. Ролик, что называется до слез.
Дай вам Бог здоровья
Две пожилые настоящие русские женщины, путевые рабочие (актрисы Римма Маркова и Нонна Мордюкова) ремонтируют полотно железной дороги, ругаются друг с другом, плачут, но в конце концов, обнявшись, после всех переживаний, затягивают раздольную «Ехал казак по чужбине». Здесь в коротком мини-фильме переплетается и злость и дружба, проверенная годами.
Заплати налоги и спи спокойно
Это социальная реклама налоговой службы вышла в 1997 году и до сих пор налоговики не придумали лучше слогана, чтобы убедить граждан работать в белую. Дабы не нарваться на санкции Дзена, ибо цензоры могут увидеть здесь «клубничку», оставлю только ссылку на ролик. В этом видео главный герой лежит в постели с красивой женщиной, но не обращает на нее внимание. Он сильно нервничает и постоянно включает и выключает ночник. Закадровый голос говорит "Пропало желание? Это нервы. Заплати налоги и живи спокойно".
10 лет назад ФНС даже проводила всероссийский фестиваль-конкурс социальной рекламы "Золотое правило" на новый слоган, так как этот создает негативный образ ведомства. Дескать, человеку как бы говорят - заплати налоги, чтобы от тебя отстали, в итоге создается образ налоговой службы как некоего карательного органа. На конкурс от региональных управлений пришло около 100 работ, но они так не смогли превзойти нетленку 1997 года.