Меркурий нетвердой походкой приблизился к краю сцены, покачнулся и вместе с огромным подносом навис прямо надо мной.
В минском Русском театре шел спектакль «Амфитрион». И вот в начале второго действия появлялся Меркурий подшофе и доверительно сообщал залу:
— Мы выпили вдвоем с Амфитриошем бочонок доброго вина.
И, любовно обнимая поднос с нарезанными яблоками, шел перекусить. Но на краю сцены его заносило, и он очень натурально раскачивался над зрителями. В тот раз — аккурат надо мной.
«Больше ни за что не куплю билет в первый ряд», — подумала я, представив, как этот внушительный дяденька килограммов под 90 рухнет в мои объятия. Но Меркурий не упал.
— Не боятся, — захихикал он, кивая в мою сторону. — А, между прочим, зря.
Это потом выяснилось, что Валерий Николаевич Бондаренко, исполнитель роли Меркурия, проделывает эту «импровизацию» постоянно. А первый раз я искренне поверила, что беды не избежать.
Но кроме таких вот запланированных провокаций, во время спектаклей случаются и реальные происшествия.
Театральные курьезы
1. «Похищение Елены»
В спектакле была сцена, когда доктор Жермон, похититель, просил Елену написать мужу письмо, чтобы тот быстрее присылал выкуп.
Он дает даме бумагу, осматривает стол, проверяет карманы — ручки нет. А должна быть. Ну не бежать же за кулисы! Он поворачивается к залу и как ни в чем не бывало интересуется:
— ПисАло есть у кого-нибудь? Ручку, говорю, дайте!
Зрители в восторге, артисты раскалываются. Кто-то радостно протягивает ручку.
— Ну, диктуйте, — пытается не смеяться Елена.
— Диктуйте, диктуйте, — бормочет Жермон. — Я текст забыл!
Всеобщий хохот.
Наконец, доктор вспомнил слова, продиктовал, Елена записала. И только зал успокоился, как Елена говорит:
— Ручку-то верните человеку.
И снова хохот.
2. «Идеальный муж»
Действие приближалось к развязке. Сэр Роберт Чилтерн решил отказаться от портфеля министра и ушел писать об этом премьер-министру.
Леди Чилтерн беседует с лордом Горингом, который убеждает ее не разрушать жизнь мужа. И тут в театре гаснет свет. Совсем. Только таблички «Выход» светятся. Леди Чилтерн и лорд Горинг продолжают вести диалог, хоть их почти не видно из зала. В это время на сцену пробирается Роберт. Он осторожно крадется в темноте, чтобы не зацепиться за какой-нибудь стул. И произносит свою реплику:
— Гертруда, я написал. Прочитать тебе?
Зал начинает хихикать, ибо прочитать в данной ситуации весьма затруднительно.
— Дай, я сама, — отвечает леди Чилтерн. И разрывает письмо, не читая.
Зал радуется. И тут на сцене появляется прислуга, торжественно несущая канделябры с зажженными свечами.
Аплодисменты.
Актеры в этой романтической атмосфере доигрывают спектакль. В финале все садятся на диванчик. И по музыкальному сопровождению публика должна понять, что пора рукоплескать. Но музыкального сопровождения нет. Лорд Кавершем не растерялся и громко провозгласил:
— Всё!
Таких оваций спектакль, наверное, не знал ни до ни после.
3. «Трехгрошовая опера»
Maкхит появлялся неожиданно. Он заходил в зал из фойе и, распевая свою фирменную песенку, через зал проходил к сцене. В этот раз незадолго до его выхода откуда-то из-под сцены запахло дымом. Сначала первые ряды подозрительно принюхивались. А когда дым обрел цвет и едкость и пополз по партеру, самые пугливые помчались к выходу. И чуть не сбили с ног бедного Мэкки-Ножа, дефилирующего по проходу.
Актеры делали вид, что ничего необычного не происходит, дым постепенно исчез, а сбежавшие зрители вернулись на места. Оказалось, что виновницей безобразия была... тряпка. Которую кто-то уронил на прожектор или что-то вроде.
Мы зал не покидали, но, признаюсь, понервничали.
Bonus
Давным-давно подругу мою кавалер пригласил в Театр музкомедии. Подруге этот юноша не очень нравился, зато ее мама и бабушка были им абсолютно очарованы. Мама и бабушка победили. И она пошла в театр. Музыкальные комедии ей тоже не очень нравились, а потому название спектакля не дошло до наших дней.
Кавалер взял билеты в первый ряд. Главный герой постановки для каких-то своих геройских целей скакал на коне. К счастью, не на настоящем, а всего лишь из папье-маше. Но скакал он так неистово и в такой близости от края сцены, что, в отличие от Меркурия, не удержался и таки свалился вместе с конем прямо на мою подругу.
С тех пор она никогда не садится в первый ряд. И с кавалером рассталась сразу же. Да оно и к лучшему. Как потом выяснилось, человек он был так себе. Так что великая сила искусства, возможно, уберегла ее от больших неприятностей.
А с какими неожиданностями в театре сталкивались вы?
Если вы любите театр так, как мы любим его, подписывайтесь на наш канал.
Еще об одной неожиданности для зрителей рассуждали в статье «Осторожно: в театре дети!», а в статье «Звезда на вечерней улице, или Разговаривать ли с незнакомками?» — о неожиданности для актеров.