Как воспитать потребность в самообесценнивание ? Этим вопрос задаются многие родители, при первых мыслях о детях и у некоторых это довольно хорошо получается, но шутки в сторону.
Пожалуй, начнем наш разговор с того, как формируются механизмы самообесценивание. Весь секрет кроется в наших глубинных убеждениях, которые формируются на этапах нашего развития, они могут быть адаптивными и дисфункциональными, они лежат в самых глубоких слоях бессознательного и сами по себе ригидные, их трудно видоизменять, но это возможно, глубинные убеждения прикрывают себя промежуточными убеждениями, которые обычно выражаются в правилах, например, «если я буду доброжелательна ко всем, то меня будут ценить и уважать», тут как раз мы и подходим к нашей теме о самообесценивание, часто ли вы думаете о том, что «если я хочу, чтобы меня оценили или ценили, мне нужно быть полезным другим» или «если я страдаю, то я этого заслуживаю» и еще масса похожих мыслей. Так почему же мы так думаем? В нашей культуре принято быть гуманистом не к себе, а к окружающим, это воспитывается с раннего детства думай о других, а потом о себе, относись так, как хочешь, чтобы относились к тебе, в нас воспитывают функцию, направленную на страдание, вся жизнь выстраивается в соответствии того, что нам непременно нужно страдать, и страдание становится главным предиктором личности, теперь она оценивает себя, через призму, если я страдаю, то я существую. Человек перестает жить, он находится в постоянном поиске страдания.
Если мой молодой человек общается с большим количеством девушек и меня это не устраивает, то я не скажу ему об этом, наоборот я скажу, что все нормально и они просто хорошие друзья, но в глубине своего сознания я обесценю себя и скажу, что я недостаточно хороша для него, и мне нужно быть лучше, ведь оценить себя я могу лишь через то, как относятся ко мне люди, а не я сама. Ценности себя как личности тут отсутствует, необходим другой, для того чтобы быть.
Самообесценивание становится ведущей деятельностью личности, она начинает искать различные подтверждения того, что ценности себя не существует. В этом процессе происходит отторжение всего позитивного опыта, а если даже он доходит до внутреннего цензора, то он формируется так, что это допущение или да он есть, но он сразу ж обесценивается, например, «получив оценку отлично за выполненную контрольную работу, человек скажет, что просто контрольная была легкая и поэтому он справился». В процессе жизнедеятельности такой индивид все время будет искать невротические отношения, где он будет испытывать страдание, и возможно даже получать удовольствие от этого, так как страдание воспринимается как единственное, что разращено чувствовать.
Ему даже будет запрещено проявлять открытую агрессию в сторону других, так как это может навредить единственной возможности оценить себя, поэтому он будет формировать пассивно-агрессивное поведение, а невозможность выхода агрессии приводит к различным психосоматическим заболеваниям.
Существует запрет на получение удовольствия, так как он не может быть достоит его, запрет на здоровое отношение к самому себе, так как он попросту даже не знает, как это делать. Такой индивид все время стремится тому, чтобы быть среди людей, так как его ценность только там, он всегда что-то должен делать, думать, помогать, ключевое слово должен, но должен не потому что он хочет этого, а потому так нужно. А функция хотеть лежит всегда под запретом, и если он сделает действительно чего он хочет, то все его дезадаптивные механизмы будут стараться обесценить, и процесс, и результат.