Ну вы помните: сон про дерево, ветви которого покрыли весь мир. Кто не в курсе: приснился почтенному новгородскому старцу Гостомыслу про его среднюю дочь Умилу на фоне постоянной озабоченности отсутствием сыновей.
В давние времена было модно видеть такие сны про своих потомков: от Авраама до Навуходоносора, от Гекубы, царицы Трои, до матери царя Кира.
Родители Александра Македонского оба, независимо друг от друга были предупреждены снами, как бы говорящими, что вскоре ждет мир от зачатого ими чада.
Так почему бы и нашему, так сказать, Гостомыслу, не увидеть подобный сон?
Дело в том, что в нашем случае вопрос осложняется тем, что даже сам сновидец и факт существования героев этих сновидений ставятся многими под сомнения.
Гостомысл, Умила, Рюрик... жили ли на свете эти люди и какое отношение друг другу имели?
Гостомысл Буривоевич (или Цедрагович?)
Давайте начнем с родоначальника. Есть сведения, что жил он в Новгороде в первой половине 9 века. Человек был видный, уважаемый. Люди его слушались. А он, в свою очередь, слушался своей политической интуиции и посланной свыше информации, зашифрованной в снах.
Но откуда мы об этом знаем? Вот тут и зарыта собака. Дело в том, что самые древние источники "забывают" упомянуть об этом ключевом персонаже. Всплывает (в хорошем смысле слова!) же он только в источниках 15-16 веков.
Причем жил он, как уже написано, в Новгороде, а археологи не находят фактов существования этого города в описываемое время.
В таких случаях хорошей подмогой служат иностранные источники, однако тут и они молчат. Хотя... Если не привязываться к местности, можно узнать кое-что привлекающее внимание.
Было такое славянское племя - ободриты. И был у них князь. Как бы вы думали его звали? Правильно - Гостомысл. И эта информация уже не из разряда "кто-то что-то где-то сказал", а о настоящей исторической личности, существование которой было зафиксировано в письменных источниках того времени (даже в двух!):
- в Ксантенских анналах;
- в Фульдских анналах.
Правда, упоминается он как раз в связи со своей смертью в 844 году в сражении с войсками короля Людовика Немецкого.
Рюрик, чей-то внук
Едем дальше. Ищем теперь Рюрика - и тоже находим.
Это был Рюрик Ютландский - очень известная и беспокойная личность. Фигурирует практически во всех источниках, так как был "и чтец, и жрец, и на игре дудец". Будучи выдворен из мест рождения вместе со своими ближайшими родственниками, постоянно мечтал найти свое место в жизни. И это ему удавалось благодаря таким чертам характера, как:
- крайнее тщеславие,
- постоянное желание урвать кусок пожирнее,
- большая любовь к хорошей драке.
Правда, с переменным успехом. Но тут была не его вина - времена были такие.
Жил он также в 9 веке, т.е. был современником ободритскому Гостомыслу. Этот факт приводит нас к мысли, что теоретически встречаться и взаимодействовать они вполне могли, так как, по сути варились в одном котле, то сражаясь, то заключая мир с неугомонными сыновьями императора Людовика Благочестивого.
Но мог ли быть Рюрик внуком Гостомысла? Скорее нет, чем да, и вот почему:
- С биологической точки зрения. Известно, что уже в 840 году в награду за службу Рюрик был награжден Лотарем фризскими землями с резиденцией на острове Виринрег. Значит, ему было ну никак не менее 20 лет и родить его матушка должна была примерно в 820 году. В свою очередь, чтобы сделать это, сама матушка должна была появиться на свет примерно в 800 году - а ее предполагаемый папа Гостомысл еще в 780. Если все было именно так, трудно себе представить, чтобы 65 летний старец размахивал мечом в той битвы, где встретил он свою смерть (в 844 году, если кто забыл).
- Но даже если было так (может крепкий был человек?), и даже если представить его чудесное спасение с поля битвы и побег к ильменским славянам (ну чтобы призвать оттуда Рюрика своего спустя 18 лет), тогда уж совсем... и в наши дни редко до такой старости доживают.
- Письменные источники, в которых упоминают Рюрика, четко определяют его скандинавскую национальную принадлежность вплоть до причисления к знатному роду Скьёльдунгов. А вовсе не к ободритами.
- У ободритского Гостомысла имелись сыновья, но сведений о дочерях нет. Возможно, просто они ничем особым не выделялись и не обратили внимание историков на себя. Но мы сейчас рассматриваем именно факты.
Однако, если очень постараться, то можно "силой нашего воображения" перенести Гостомысла и Рюрика к ильменским славянам. И даже соединить их родством.
Эта наша гипотеза, конечно, трещит по швам, но истории не особо противоречит. Можно впихнуть.
Зато становится понятным, почему пригласили именно Рюрика. Коррупция, понимаешь)).
Спасибо, что прочитали статью! Пишите в комментариях, как Вам понравилась такая идея, считаете ли вы ее возможной.
С уважением, Маргарита Шилтова
Читайте также:
Кто скрывался под ником «Вещий Олег» во время хазарского похода?
Почему славяне "подружились" именно с варягами? 5 причин