Сны в произведениях классиков всегда носили в себе символический характер. Особенно это прослеживается у Ф.М. Достоевского в его произведении «Преступление и наказание», в котором главному герою снятся 5 снов, несущие в себе определённый смысл.
Первый сон Раскольникова был о лошади. Маленький Родион со своим отцом направляются в церковь, но проходят мимо кабака и видят, как выпившие мужики жестоко избивают беззащитную лошадь. Родион очень хочет её защитить, но на его глазах её убивают железным ломом. Этот сон подготавливает и остерегает его, говорит о том, что злодеяние, которое он задумал (убийство старухи-процентщицы) противоречит его чистой душе и может её убить. И этот сон можно трактовать так: в роли лошади выступает сам Раскольников, который, идя на грех, убивает самого себя, чистоту своей души. Это могут доказать его слова после совершения убийства: «… Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! … А старушонку эту черт убил, а не я…». Также в этом сне противопоставлены друг другу кабак и церковь, меж которыми стоит Родион. Кабак олицетворяет зло, жестокость и пьянство, а церковь-олицетворение чистого и светлого, а дальше-выбор за Достоевским, какой путь он выберет для своего героя.
Во втором сне сначала представлена идиллия, которая в последствии была разрушена: «Ему всё грезилось, и всё странные такие были грезы: всего чаще представлялось ему, что он где-то в Африке, в Египте, в каком-то оазисе». Сон символизирует жажду души к чистому и прекрасному. Он снится Родиону накануне убийства, заставляет задуматься и даёт понять, что герою ещё не поздно выбрать путь чистой жизни. Здесь также представлены противопоставления в роли океана и солнца. Океан представляет собой большое количество озлобленных людей, разврата и нищеты, а солнце-это, конечно же, свет, прозрение.
Далее главному герою снится сон об Илье Петровиче, который избивает хозяйку. Сон указывает нам на переживания Раскольникова быть разоблачённым и ответить за содеянное. Он не может сдвинуться с места, потому что ему страшно: «Страх, как лед, обложил его душу, замучил его, окоченил его…», и он не идёт спасать хозяйку, ибо понимает, что его могут арестовать. Сон выступает в роли зеркала - убийство Елизаветы. Родион мог не убивать её, остановится и спасти ей жизнь, но он этого не сделал, также, как и в случае с хозяйкой.
Раскольников находится в страданиях, муках совести и разочаровании в самом себе. Ему снится сон со старухой-процентщицей, которая жестоко смеётся над ним, когда Родион снова пытается убить её топором, но у него ничего не получается. Смех выступает в роли победы старухи, тёмной стороны души. Родион проигрывает, не доказывает, что он как Наполеон, которым он так восторгался, потому что его мучает совесть за содеянное. Раскольников понимает, что его теория не прошла проверку, он не смог переступить через кровь: «Тварь ли я дрожащая или право имею?».
Последний сон в произведении «Преступление и наказание» про конец Света снится главному герою на каторге. Ему грезится, будто всех на каторге поразила страшная эпидемия болезни. А болезнь эта-злоба, жестокость, убийство и всё это плодит ужас на Земле. И только избранные люди с чистой душой могут выжить в этом мире, кем являлась Соня, которая умеет сострадать и несёт в себе всю боль человечества. Каторга и Соня в произведении выступают началом пути искупления греха Раскольникова. Последний сон является символом обновления и очищения души.
Во снах Раскольникова отражаются все переживания и психологические сдвиги, которые происходят c героем на протяжении всего романа. При этом они дают гораздо более полную информацию o его психологическом состоянии, чем происходящие c ним события и диалоги c другими персонажами.