Найти тему
Totally eldritch

"Лавкрафтиана" в Бермудском треугольнике.

Оглавление

Мистические образы, возникающие при упоминании Саргассового моря, моря Дьявола, всегда возникают в головах обывателей. Что скрывается в мутных водах Саргассового моря? Возможно ли выбраться из этой ужасной ловушки живым, и не оставить там сознание и разум?

"Мёртвое море" - роман американского писателя Тима Каррэна. Автор, безусловно, не так широко известен, как Стивен Кинг и Г.Ф. Лавкрафт, а для русскоязычного читателя даже такие писатели как Питер Страуб или Дин Кунц будут более знакомыми.

Информации о Тиме Каррэне не слишком много.
Информации о Тиме Каррэне не слишком много.

Если зайти на www.livelib.ru или поискать в Интернете то информация о нём будет приблизительно такая же.

Роман "Мёртвое море", пожалуй единственная переведённая на русский книга автора, которую можно купить в бумажном варианте легко и просто.

О чём она?

Если вы знакомы с творчеством Г.Ф. Лавкрафта, то ответ, как я думаю, вам будет ясен. В этом романе есть всё: перемещение в иной мир, встречи с ужасными, не похожими ни на какие-либо существами и прочие атрибуты этого жанра.

Но всё-же главное и, на мой взгляд, лучшее в этом произведении - так это атмосфера полного отчаяния и безысходности, исходящая из каждого героя. Из этого проклятого места невозможно выбраться, единственное выход - смириться и продолжать бесконечное мотание из одной точки в другую.

A bit of spoilers

Конечно же, я не буду рассказывать сюжет, чтобы не портить впечатления, потому что книга эта стоит прочтения.

Более того, можно отметить, что в отличие от творчества Лавкрафта, где по большей части герои не слишком яркие, (за исключением пожалуй Рэндольфа Картера из цикла снов) и служат лишь для раскрытия сюжета, то в Мёртвом море присутствуют разноплановые персонажи.

Главный герой всё же Джордж Райан, однако на нём не будет делаться большого акцента. Всем действующим лицам уделяется приблизительно одинаковое количество строк. По моему мнению, с таким же успехом главным героем мог стать Кушинг, Кук или Гослинг.

Можно также отметить и Сакса - злодея номер один. Каждое его слово вызывает напряжение. Думаешь, когда же этот котёл взорвётся. Скользкий и неприятный тип.

В романе действительно огромное число страшных моментов, читая которые невольно начинаешь ёжиться и ощущаешь как мурашки бегут по коже.

Нельзя обойти стороной сцены смерти. Все они пугающие, страшные. Описаны они очень подробно, что для этого жанра, является скорее положительным моментом. Я считаю, что момент с телепортом и Фабрини был написан под воздействием рассказа Г.Ф. Лавкрафта "Вне времён". Ясно прослеживается мысль существования разума в неописуемом космическом пространстве вечности после смерти физической оболочки.

Есть ещё момент с дневником, но писать я о нём не буду. Хотите узнать - прочитайте (:

Неужели шедевр?

Наивно было бы полагать, что произведение обошлось без минусов. Кто-то отмечает повторение диалогов и неспешное развитие, последнее я бы отнёс к плюсам, ведь так, погружение читателя в атмосферу повествования происходит глубже. К тому же, я бы не назвал большой книгу в 400 страниц.

Уверен на все сто, что самые жирные недостатки это - развязка, концовка и портящий все впечатление эпилог.

Во-первых, развязка начинается, когда до конца книги остаётся от силы 30-35 страниц и как вы понимаете, на каждом шагу, абсолютно везде нам будет попадаться deus ex machina. Каким-то чудесным образом герои перепрыгивают от одной решённой проблемы к другой, справляясь со всеми вызовами и трудностями без каких-либо усилий. Слова "сумбурный" или "сумасбродный" отлично подходят для описания развязки.

Во-вторых, концовка. Назвать её логичной язык у меня не поворачивается. Возьмём на примере устройство пришельца, нечто вроде телепорта и наших героев. Почему, увидев смерть Фабрини они так легко решаются снова им воспользоваться? Как они могут хоть в чём то быть уверенными, когда совершенно не в курсе, что это за устройство, как оно работает, безопасно ли оно (Фабрини явно доказал, что совершенно небезопасно).

Ладно, забудем про развязку и концовку. Да, они идут слишком быстро, по сравнению с остальной книгой и изобилуют счастливыми исходами событий, НО...

ЭПИЛОГ, очевидно, что некоторые со мной не согласятся и будут упирать, что дескать такой эпилог стандартен для этого жанра или что они и так настрадались вдоволь и т.п. Тем не менее, я должен предупредить, что если вы цените творчество Лавкрафта и весь жанр ужасов за то, что человек просто пылинка в зенице неких высших существ. Не в состоянии изменить хоть что-нибудь или немножечко повлиять на какое-то событие, и последнее, что остаётся так это ждать самого худшего, и даже смерть покажется счастливым избавлением, ТО НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ЧИТАЙТЕ ЭПИЛОГ.

Если вы желаете, чтобы в конце концов осталась некая загадка, и если уверены, что выбраться живым из этого мира и вернуться домой в родное для себя время попросту невозможно, то повторюсь не поддавайтесь соблазну прочитать эпилог.

Что в итоге?

В конечном счёте мы получили очень даже неплохой роман в стиле "лавкрафтианы". Самые большие произведения Лавкрафта не превышали 200 страниц, и знакомясь с "Мёртвым морем", создаётся впечатление, будто читаешь какой-нибудь раздутый (в хорошем смысле) рассказ Лавкрафта. К тому же, по-настоящему страшный. Понимаешь, что героям суждено сгинуть в этом месте и ничто и никто не в силах им помочь.

Некоторые пишут, что герои получились "картонные", но согласиться я с ними не могу. Один Сакс чего стоит, да возможно, он немного карикатурен в плане этакого мерзкого и подлого гадёныша, однако на протяжении всей книги он воспринимается как опасная бритва, которая в любой момент может раскрыться и перерезать кому-нибудь глотку. Лично мне он наполнил полицейского Нормана Дэниелса из романа "Роза Марена" Стивена Кинга. Такой же отбитый на всю голову типаж.

Ежели вы искали нечто похожее на произведения Лавкрафта, с его непередаваемой атмосферой ужаса, то эта книга точно для вас.

В общем и целом, я бы поставил 7 баллов из 10.