Завершение дел в селе и - в дорогу...
(Степанида накануне путешествия в далекий Узбекистан)
глава 3
ПУГАЛО ОГОРОДНОЕ...
С наступлением темноты Степанида вышла за околицу на дорогу. Именно по этой дороге и гуляла молодежь от села до соседнего села, здесь, за околицей, назначались свидания и здесь от обочины часто стал подниматься высокий мертвец в белом саване. Парни и девушки при встрече с ним с криком разбегались по сторонам, говорили, что это колдун встает из могилы и боломутит село.
Степанида присела возле березы, собралась в клубочек, привычно перекинулась через голову и вот уже небольшая белая свинка деловито похрюкивает около обочины.
Ведьма решила сначала затаиться и дождаться незадачливого "мертвеца". Вот небольшая группа ребят возвращается из соседнего села.
Сколько их, человек пять-шесть? Ходить стали кучками. Ишь как, супостат, запугал народ. Ребята прошли спокойно, все было тихо. Вот еще идет человек, на этот раз один. И тут Степанида видит как с обочины начинает подниматься высокая фигура в белом, не просто высокая, а при свете луны кажущаяся огромной. Фигура кланяется в сторону прохожего и начинает выходить на дорогу. Запоздавший прохожий с криком бросается прочь. Фигура в белом, продолжая кланяться, следует за ним. Вся эта картина при свете луны выглядела просто зловеще. Степанида с похрюкиванием тоже бросается на дорогу. "Мертвец" от неожиданности остановился. Степанида пошла ему навстречу
"покойник" стал медленно отступать назад, Степанида медленно приближалась. Чувствовалось, что "оборотень" занервничал, он остановился, явно желая отступить, но саван не давал ему это легко сделать, а повернуться спиной к Степаниде он не решался. Понял ли этот дурачок, что перед ним не обыкновенная свинья. Степанида стала приближаться быстрее, а белая фигура, отступая, запуталась в своем саване и рухнула на землю. Степанида подбежала, схватила за край белого полотна зубами и потянула на себя. Раздался оглушительный вопль - запутавшись в одеянии и катаясь по земле, пытался освободиться от своего же "наряда" ее односельчанин - мужик уже в годах.
У него и жена была и трое взрослых сыновей, дочь замуж отдана в соседнюю деревню. С чего у этого недотепы "крышу" снесло? Степанида стояла над валяющимся в пыли полуживым от страха мужиком и решалась - укусить или пусть так ползет. Нет, Степанида не смогла отказать себе в удовольствии и тяпнула это пугало за ногу. Укус свиньи-перевертыша очень долго оказывается болезненным. "Завтра,- решила ведьма,- приду, навещу дурачка, надо будет пошептать над раной, а то все лето заживать может." Степанида хотела здесь же перекинуться опять в женщину, но передумала, она отошла в сторону и с удовольствием глядела, как сельское пугало, даже не пытаясь встать на ноги, так и пополз по дороге, только почему-то в сторону противоположную от села. Надеюсь, на всю жизнь свинья-оборотень отбила ему охоту пугать людей. У березы ведьма опять перекинулась женщиной, села и неожиданно громко рассмеялась. Она вспомнила, как по молодости она с еще одной такой же дурой тоже решили попугать народ, не прибегая к чарам.
А дело было так. У них в селе жила одна семья. Девок нарождено почитай штук шесть, к тому времени, как этот случай произошел, половина уже на выданье была. Так эти девки решили, что в лесу грибы-ягоды только им принадлежат, подкарауливали таких же девчат, отбирали лукошки и вываливали грибы-ягоды на землю. Вот Степанида с Агашкой тогда вдвоем и решили их проучить, не прибегая к колдовству. Ладно Степанида, а Агашка-то тогда на сносях была, шестой месяц почитай шел. Да она это и учудила, Агафья сроду затейницей выступала, теперь тряпкой и болтается, мысли о тряпичной кукле всегда выбивали Степаниду из равновесия. А тогда они вдвоем отправились вслед за вредными сестрами в лес. Тропинка, по которой ходили сельчане, была одна. Девушки разделись догола, распустили волосы и вымазались золой от костра. Вид, надо прямо сказать, был устрашающим. А, когда ягодники стали возвращаться домой, мы, две незадачливые кикиморы, вышли на тропинку. Ладно, я. А Агашка с пузом, растрепанными волосами - не для слабонервных зрелище.
Представляете, куда полетели туяски с ягодами и какой крик поднялся. Девки бросились назад в чащу, а мы к ручью. Мы только потом сообразили, что с ягодниками была маленькая собачка. Как она не бросилась к нам, до сих пор не понимаю? Вот мы бы тоже драпали, чудища огородные. Видимо, собачку напугал до смерти не наш видок, а крики ее хозяек. Мы отмывались у ручья и потом долго смеялись над собой - до чего дуры дурами. Хорошо, что без чар отправились, не потревожили колдовством пространство, а то бы попало нам самим от Ведьмака по первое число.
Настроение у Степаниды поднялось, она потихоньку отправилась домой, а по дороге опять вернулась мыслями к разговору с любимым Ведьмаком.
Говорил он о серьезных вещах, но сейчас Степаниде хотелось,чтобы все серьезные дела куда-то сами собой пропали, но так, к сожалению, не бывает. А печалился Мирон о тех событиях, которые повсеместно разворачивались по стране. Запылала - заполыхала огнем невиданная смута на Руси, называют революцией. Мирон сказал, что эта самая страшная напасть, какую только переживет Святая Русь.
Сколько раз эта многострадальная земля подвергалась не только набегам, но и самое страшное -всепоглощающему огню. Везде на Руси стоят стеной непроходимые леса, капища богов и богинь ваяны из дерева, идолы тоже деревянные и, когда приходит на землю пожарище, ничего после него не остается. Сколько нитей Богов прервались и канули в Лету. От одних остались только имена, другие вовсе забыты, как забыты многие знания, которые несли эти Боги, как забыта их защита. Вот и Степанида тоже почувствовала, что многие события стали не просто ускользать из памяти, а становиться совсем непонятными и странными. Исчезает канва, которая связывает поколения. Вот что страшно. Остается наша Родина без покровителей, Оберегавших ее тысячелетиями. Леса с одной стороны были защитой и убежищем от врагов и проклятием и опустошением от огня.
Родоначальница Степаниды - божественная Заря-Дива на небе пряла золотые и серебряные нити, которые вплетались в судьбы людей, защищали и помогали. Теперь эти нити где оборваны совсем, а где так перепутаны, что правду от лжи не отличишь. Как тогда выжить слабому человеку?
А сейчас, сказал Мирон-Ведьмак, приблизилось то страшное время, когда люди сами будут рушить каменные храмы сегодняшнего могущественного Бога, начнут рушить храмы и убивать Господних служителей. Страшное время, которое может оставить многострадальную Русь без Божьей защиты, а это равносильно смерти. Вот что самое ужасное - остаться без Господа, без Его силы. Как пережить эту страшную смуту? И еще тревожили Степаниду мысли, что и ее Петр с теми, кто пришел уничтожить веру. Неужели для Руси наступают последние времена?
Много мыслей одолевают Степаниду пока она потихоньку возвращается домой. Да, завтра зайти к этому сельскому дурачку, заврачевать укус, а потом в путь. Теперь с Мироном за село Степанида спокойна, а за Русь?...
продолжение глава четвертая
назад глава вторая
Постскриптум: дорогие мои читатели, рассказы о судьбе наследственной ведьмы Степаниды родились стихийно, в ответ на отзывы читателей. Поэтому прошу отнестись снисходительно к случайным хронологическим или другим неточностям. Мне очень захотелось немного собрать воедино и показать читателям верования и обычаи языческих славян, о которых мы знаем до обидного мало. Это буквально крупицы. Целая огромная эпоха верований, тайных знаний, безвозвратно погибла. О своей далекой истории нам до обидного мало что известно. Поэтому с пониманием отнеситесь к моему творчеству и приятного прочтения.
Ваша Агата.