Вы заметили, что в последние годы можно посещать одни и те же места и каждый раз получать новые впечатления? То строящиеся дорожные развязки меняют ландшафт до неузнаваемости, то молниеносно возводимые строения делают территорию совсем другой, да и обычный ремонт внутренней инфраструктуры микрорайонов дарит им иной — свежий облик. Чего пока не хватает, так это комплексного подхода в плане развития. Вот об этом и о многом другом говорили участники проходившего в Ялте форума застройщиков, спикерами которого выступали председатель Комитета Госсовета РК по строительству, транспорту и топливно-энергетическому комплексу Леонид Бабашов, зампредседателя профильного комитета Валерий Аксёнов, член Инвестиционного совета РК Юлия Смирнова, замминистра строительства и архитектуры РК Никита Тарасов.
Пора восстанавливать депрессивные территории
Разговор начали с того, что строить нужно больше, быстрее и качественнее. К этому модератор мероприятия Ю. Смирнова призвала инвесторов.
«Оптимальная стоимость объектов недвижимости обеспечивается за счёт увеличения квадратных метров», — отметила ведущая, имея в виду и жилую застройку, и гостиничные комплексы.
По её словам, новая жилплощадь пользуется спросом не только у крымчан, а и у приезжающих с материковой части России, поэтому необходимо развернуть полномасштабное строительство.
«Также катастрофически не хватает средств рекреационного размещения категорий 3—5 звёзд», — заметила Ю. Смирнова, подчеркнув, что места для их возведения есть — не все береговые линии застроены.
Да, есть. И крымское руководство старается направить взор инвесторов на северо-западный и северо-восточный регионы, где сегодня — настоящий Клондайк для развития рекреации. В особом внимании нуждаются город Щёлкино и его окрестности с изумительными пляжами у Азовского и Чёрного морей.
Увы, пока Ленинский район, по словам В. Аксёнова, представляется абсолютно депрессивным. Нет ни дорог, ни инженерных сетей, почти вся социальная инфраструктура в глубочайшем упадке. Однако потенциал для развития курорта у этого региона огромный, сюда надо вкладывать деньги — большие деньги. Но прежде необходимо хотя бы дороги восстановить.
«Дорожникам дали задание подготовить соответствующую справку. Только для благо-устройства Щёлкино нужно проложить 12 километров трассы», — проинформировал заместитель председателя профильного комитета.
Нуждаются в инновациях и населённые пункты в других регионах полуострова, например, Коктебель. Помнится, концепции развития его набережной презентовались неоднократно, но каждый раз что-то мешало воплощению планов.
«Последний раз проект был представлен на градостроительном совете в 2019 году. Его поддержало архитектурное сообщество. На сегодняшний день разработана и утверждена планировка территории, проведена оценка недвижимости. Задуманное будет реализовано в рамках ФЦП, как, собственно, и замена инженерной инфраструктуры», — сообщил Н. Тарасов.
Что касается самого посёлка, который тоже требует обновления, его генплан находится на стадии корректировки.
«К сожалению, предыдущий не учитывал ряд особенностей, в том числе связанных с землями сельхозназначения. Приведём всё в соответствие с действующими законодательными нормами, затем выставим на публичные слушания», — пообещал представитель министерства.
Чтобы правила игры были всем понятны
Модернизация Крыма идёт полным ходом. Все последние годы ставились рекорды по срокам сдачи и размахам строительства. Оговоримся сразу: речь идёт о проектах всероссийского масштаба: Крымский мост, трасса «Таврида», аэропорт, ТЭЦ. Частные же инвесторы, которые, естественно, нацелены на получение быстрой прибыли, предпочитают вкладывать средства в основном в апартаменты, то есть недвижимость, которую можно сразу начать продавать. Сегодня их интересует, можно ли строить в 500-метровой прибрежной зоне? Нет, такое не предусмотрено. Зато нет запретов на возведение объектов рекреационной направленности. Оказывается, апартаменты вполне могут подпадать под эту категорию. Вот и растут на ЮБК многоэтажные микрорайоны со статусом апартаментов. И все ждут федерального закона, который наконец-то определит, что на самом деле они собой представляют. А пока банки поддерживают таких застройщиков.
«Проектное финансирование под апартаменты будет действовать ровно до тех пор, пока будут выдаваться разрешения на их строительство», — заметил директор департамента корпоративного бизнеса РНКБ Сергей Билецкий.
И тут возникает реальная необходимость скорейшей разработки комплексного формирования территорий полуострова. Иначе всё застроят элитным жильём без какой-либо перспективы дальнейшего развития региона. Ведь сейчас в первую очередь блюдут интересы застройщика: в 2014 году было принято постановление Совмина РК № 368, которое убирало ряд бюрократических процедур, таким образом давая послабления инвесторам в реализации их проектов. Например, благодаря этому документу земля им предоставлялась без торгов, и этой возможностью сразу воспользовались сильные игроки, вложив средства в проекты стоимостью миллионы, а то и миллиарды рублей. При этом далеко не все озадачивались необходимостью создавать соответствующую инфраструктуру. К счастью, сегодня, по словам Н. Тарасова, комплексный подход стал ключевой задачей.
«30 декабря прошлого года в Градостроительный кодекс РФ внесены изменения, — отметил представитель профильного министерства. — Комплексный подход развития территорий будет предусмотрен в отношении признанных аварийными МКД, нежилой застройки, участков государственной и муниципальной форм собственности, а также земельных наделов с находящимися там объектами недвижимости, если их хозяева дадут согласие на реновацию».
Последний вариант имеет ограничения по целевому использованию: при заключении договора на комплексное развитие территории обе стороны — обладатель участка и, например, муниципалитет — берут определённые обязательства по созданию транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры. При таком раскладе не должно произойти никаких перекосов: всё, что нужно для комфортной среды, по идее, будет создано.
«Правила игры становятся одинаковыми и понятными для всех. Мы уже приступили к разработке нормативно-правовых актов, которые направлены на урегулирование этого процесса, в частности, порядка участия инвесторов в развитии муниципальных образований», — уточнил Н. Тарасов и добавил, первыми городами, чьи генпланы скорректируют, станут быстро развивающиеся Ялта, Алушта и Феодосия.
Этот проект, как заметила и модератор, должен подтолкнуть процесс реновации в жилом фонде и промышленных зонах. Индивидуальную жилую застройку и садовые участки новшество не затрагивает. Тут, со слов Н. Тарасова, стопроцентная гарантия неприкосновенности.
«Чтобы принять решение о переселении, нужно, чтобы 75% собственников жилья и других объектов дали на это согласие. Кроме того, предлагаемое жильё должно быть по площади на 15—30% больше прежнего и учитывать интересы переселенцев. За основу мы взяли опыт Москвы и Московской области. Сегодня на стадии обсуждения находится один из микрорайонов Ялты», — сказал замминистра, правда, не уточнив, какой конкретно.
Конечно, Крым — уникальный край. Тут есть всё для комфортного проживания и туризма, развития сельского хозяйства и отдельных видов промышленности. Сама природа, ландшафты зонируют полуостров и подсказывают, где и что следует строить. Наши курорты вполне могут претендовать на уровень европейских, правда, при условии, что всё будет делаться последовательно и рационально.
Ольга САФРОНОВА
Фото автора