Почему трудно построить атомный самолёт? Самолёт хорошо - дирижабль лучше. Летающая гостиница. Атомный космический корабль. Полёт на Марс.
Создание атомных надводных и подводных судов решило проблему плавания на неограниченное расстояние без пополнения горючего. Аналогичная проблема для летательных аппаратов пока ещё не решена, хотя над ней работают уже много лет. Существуют две серьёзные трудности, препятствующие созданию атомного самолёта.
Первая трудность заключается в невозможности обеспечить с помощью ядерного реактора необходимую мощность двигателя (около 0,3 л. с. на 1 кг полётного веса) для самолёта нормальных размеров. Объясняется это тем, что для предохранения экипажа и пассажиров от радиоактивного излучения приходится оборудовать реактор очень тяжёлой защитой. Настолько тяжёлой, что самолёт не может взлететь.
Расчёт показывает, что при мощности двигателя 6000 л. с. реактор вместе с защитой должен весить около 60 т, то есть в 3 раза больше того, что может поднять в воздух этот двигатель. Правда, при увеличении размеров реактора его мощность растёт быстрее веса защиты, так что при некоторой достаточно большой мощности самолёт в принципе может взлететь. Однако, как показывают предварительные оценки, такой самолёт должен иметь двигатель мощностью 40000 л. с. и весить этот двигатель будет 150 тонн!
Вторая трудность, встречающаяся при разработке атомного самолёта, заключается в опасности радиоактивного заражения местности в случае его аварии. Для устранения этой опасности реактор должен быть включён в специальную противоударную защиту, что требует дополнительного увеличения веса и мощности самолёта. В конце концов в результате расчётов выполненных в США почти пол века назад, получилось, что проектируемый атомный самолёт должен превосходить по полётному весу крупнейший американский военный самолёт того времени. В связи с этим США прекратили работу над атомным самолётом. Однако в настоящее время уже имеются самолёты весом до 200 тонн и проектируются ещё более громадные. Поэтому проблема размеров и веса перестала быть препятствием для создания атомного самолёта.
В 1967 году в иностранной печати появилось сообщение о возобновлении США работ над атомным самолётом. В настоящее время существует несколько проектов конструкции атомного двигателя для самолёта. В наиболее реальном из них предполагается использовать комбинированный атомно - реактивный двигатель. Этот двигатель будет работать как обычный турбореактивный (с химическим горючим) только во время взлёта и посадки. В остальное время он будет работать как компрессорный турбореактивный двигатель с атомным подогревом газовой струи. Этот двигатель позволит самолёту преодолевать практически неограниченные расстояния. Описанный проект, по - видимому, можно считать технически осуществимым, но из - за упомянутых выше трудностей вес самолёта будет колоссальным (по некоторым оценкам, он может достигать 700 тонн!).
Между тем обе трудности практически отсутствуют, если самолёт заменить дирижаблем. В этом случае достаточна удельная мощность двигателя около 0,02 л. с. на 1 кг полётного веса и резко снижается опасность разгерметизации реактора в случае аварии.
В 1965 году в США разработан проект огромного дирижабля длинной 300, высотой 50 метров. Источником энергии дирижабля должен быть ядерный реактор с тепловой мощностью 200 Мвт. Общая мощность двигателей 6000 л. с. Подъёмная сила дирижабля 380 тонн, скорость около 150 км/ч. Дирижабль предполагалось оснастить каютами для 400 пассажиров, грузовым трюмом для перевозки 100 автомобилей и тремя палубами, рестораном и танцевальным залом и так далее. Словом, это огромная и вполне комфортабельная гостиница, которая сможет путешествовать вокруг света со своими жильцами и их машинами.
В 1969 году появилось сообщение о разработке аналогичного проекта в ФРГ. Проектируемая скорость этого монстра составила бы 350 км/ч.
Предполагалось использовать ядерный двигатель и в космосе. Макет такого двигателя был успешно испытан в 1969 году на специальном полигоне в США. принцип работы двигателя заключается в выбросе из выхлопного сопла горячего расширяющегося водорода, который подогревается с помощью теплообменника теплом ядерного реактора. Подобный двигатель не нуждается в окислителе, благодаря чему он имеет более высокий КПД по сравнению с обычным реактивным двигателем. На первых порах ядерный двигатель предполагалось использовать для длительных полётов автоматических станций к далёким планетам Солнечной системы. В 80 - х годах США планировала полёт на Марс космического корабля с шестью астронавтами на борту, трое из которых должны были совершить посадку на Луну, полёт предполагался на трёхступенчатой ракете с ядерным двигателем. Весь полёт (туда и обратно) продолжался бы около 2 лет, но что то пошло не так и программу закрыли.
А на этом у меня всё, дорогие товарищи, ставьте лайки, подписывайтесь на канал.
А про какие проекты с использованием ядерных силовых установок вы знаете ещё? Ответ в комментариях.
Всем пока.