- Смотри, как облака вытянуты. Ветер сегодня опасный. Я не готов рисковать! - почему-то с улыбочкой заявил мне инструктор Джанни, который был больше похож на культуриста, чем на парапланериста.
- Да какой же это ветер?! Так, ветерок! И вообще я вас с утра жду, между прочим, - заявила я инструктору.
- Нет, не полечу, я вижу, что ты сама не готова.
- В каком смысле не готова?! Я вам деньги плачу, мы договорились на сегодня, вы что с дуба рухнули?! - не сдержалась я.
- Через недельку приезжай, посмотрим, - предложил качок.
- Джанни, не дури, у Катерины на днях день рождения и именно поэтому она решила летать, - вмешался мой друг Иньяцио, участник клуба парапланеристов (Parapendio club Laveno) и школы свободного полёта (Scuola di Volo Libero) в городке Лавено-Момбелло.
Судя по аромату "дури", который разливался по поляне, я поняла, что дело не совсем в погоде.
Я была практически в ярости. Иньяцио заранее договорился с этим качком, а он припёрся на 5 часов позже, чтобы сообщить мне, что полёта не будет.
"... Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела..." - все помнят монолог Катерины из пьесы Александра Островского "Гроза".
Я вот тоже Катерина, правда, не из "Грозы" и даже не из "Бури" (Шекспира). Тоже всю жизнь сокрушаюсь по этому поводу (что не летаю), но моя бурная фантазия и ранний опыт на сцене как-то компенсировали этот пробел.
Полгода в гипсе и снова - в полёт!
Год назад я познакомилась с Иньяцио Бруно, он живёт недалеко от меня. Он уже 20 лет летает на параплане и дельтаплане - практически каждые выходные, если погода позволяет. Однажды он даже разбился вдребезги, итальянцы называют это - venire giù (венИре джу) - прийти вниз вместо логичного - cadere (кадЭрэ - упасть). После реанимации и нескольких месяцев в гипсе, Иньяцио продолжил летать. Он - мужчина с душой орла. Без полётов не представляет жизни.
Целый день я наблюдала, как парапланеристы приземляются, раскладывают на земле свои воздушные паруса. Паскуале так и вовсе стартанул с поляны на пропеллере, практически как Карлсон из сказки. Хотя внешне Паскуале скорее похож на Деда Мороза - убеленный сединами, в возрасте за 60, а может и все 70 - никто точно не знает. Сказочности добавляет то, что у Паскуале в тазобедренном суставе - два протеза. Ну разве это не может не восхищать и вдохновлять?!
Качок/водитель тандема грубо прервал мой полёт фантазии, и я тихо всхлипывала в тени деревьев. Настроение у меня "венуто джу", как когда-то Иньяцио.
Мой друг обратился к другому инструктору, Эцио Акини, который в этот день принимал экзамены у парапланеристов.
Эцио, наблюдавший за мной целый день, как-то сразу согласился, не смотря на ветер.
- Сейчас закончу с экзаменами и полетим, - обрадовал меня инструктор.
- Тебе очень повезло, так как Эцио - самый опытный пилот в клубе, - подбодрил меня Иньяцио.
Стала 1148й и первой, кого не тошнило
Не успела я доесть свой салат, как инструктор был готов ехать на Лысую гору (Monte nuda), с которой стартуют в небо. Дорога наверх - очень узкая и крутая. Часть пути нам пришлось идти пешком. Эцио и Иньяцио тащили на себе параплан и другие необходимые причиндалы.
Вид с Лысой горы открывается потрясающий. Видно все семь озёр провинции: озеро Варезе, озеро Маджоре, озеро Комаббио, озеро Монате, озеро Лугано, озеро Гирла, озеро Ганна. И даже - озеро Комо.
С крутого спуска то и дело стартовали гигантские бабочки - парапланеристы из школы Лавено-Момбелло и гости из Германии.
Один парень оторвался от земли, как вдруг его парус начало трясти - он то сгибался, то разгибался. Честно говоря, испугалась за него... Но вскоре он выровнялся и полетел себе собирать нектар впечатлений.
Около 17.00 дошла очередь и до меня. Ученики Эцио помогли разложить 42-метровый парус на склоне - для тандема он в два раза длиннее.
Эцио надел на меня какие-то бретели, каску, сказал, где держаться. Из накладного карманчика торчали пластиковые пакеты.
- Практически всех во время полёта тошнит и рвёт, - объяснил Эцио.
Он тоже облачился в комбинезон, надел маску (такие правила в связи с тем, что во время полёта ведётся видеосъемка).
- Давай, беги, затем отталкивайся от земли и садись в кресло, - скомандовал Эцио и я рванула вперёд, но он меня вернул за бретели обратно.
Со второй попытки мы взлетели, и меня захлестнул прилив невероятной радости. Я махала людям, стоящим на вершине Monte sasso del ferro (горы "Железный камень"), на площадке фуникулера Лавено-Момбелло, разглядывала озера, дома и водопады. Эцио показал мне ядерный реактор, который когда-то функционировал, но потом его обесточили. Атомные электростанции в Италии - под запретом.
Меня совсем не тошнило, даже когда наш парус заносило и трясло - ветер на высоте был довольно сильный. Эцио перебирал пальцами нити параплана, как струны арфы, направляя наш "летучий кораблик".
Мой проводник рассказал, что летает почти 40 лет, и я у него 1148й пассажир, он ведёт учёт всех полётов. Летать с таким опытным пилотом - совсем не страшно, ведь более тысячи до меня уцелели, значит, и есть шанс. Шучу.
В их школе парапланеризма учатся ребята из разных стран мира: англичане, норвежцы, немцы, поляки, голландцы, испанцы, южноафриканцы, есть и русские с украинцами. Самому возрастному ученику - за 80 лет!
Есть в школе и женщины, но их - пять процентов. В день моего полёта я познакомилась с 48-летней Моникой из Милана. Она приземлилась, громко ругаясь, через слово вставляя "мерда" (дерьмо). Говорит, что из-за ветра её чуть не перевернуло и она с трудом справилась.
Когда мы шли на посадку, Эцио приказал мне поднять ноги, и я мягко приземлилась на сиденье.
Мне бы тоже хотелось летать самостоятельно и регулярно, потому что это невероятное удовольствие. Ну не с чем даже сравнить.
Я не боюсь высоты, я боюсь - дна. Когда паришь, не чувствуется, насколько непрочно стоишь на ногах...
Почём воздух, высота и ветер?
Парапланеризм - одно из самых дорогостоящих увлечений. Прежде чем стартануть с горы необходимо пройти школу, которая стоит 1500 евро (135000 рублей) и длится год.
Сам парус и оборудование к нему (б/у) обойдутся не менее, чем в 2500/3000 евро. Плюс ещё страховка, лицензия. Но ощущения от полётов вызывают определённую зависимость и люди ищут возможности. Мой друг Иньяцио - электрик, отец троих детей, но он уже 20 лет из своих 57 летает и не собирается прекращать.
Если говорить о дельтаплане, то он может стоить, как приличный автомобиль.
Цена полёта - 120 евро (11000 рублей). Но имейте ввиду, если ваш вес - более 90 кг, вам скорее всего откажут в полёте biposto (тандеме). Слишком рискованно!
Среди парапланеристов, на удивление, немало плотных парней, но если летаешь один, то ограничений по весу нет.
Дарите себе воздух, высоту, ветер, впечатления и положительные эмоции!
Если хотите полетать в Лавено-Момбелло, то сайт школы свободного полёта и парапланеризма - здесь. Ко мне уже обратились многие желающие повторить мой опыт, так что даю контакты: +39330769039, info@parapendiolaveno.it
Всё-таки как забавно звучит параплан по-итальянски - парапендИо!
Благодарю за внимание!
Мой фоторепортаж о полёте здесь.
Чтобы найти интересующие вас тексты, заходите в мой
Путеводитель по каналу “Жена итальянца”. Темы и рубрики