«Формула любви» советский фильм режиссера Марка Захарова вышедший в 1984 году. Фильм был снят по мотивам повести Алексея Толстого «Граф Калиостро». Телепремьера фильма состоялась под Новый год – 30 декабря 1984 года. На следующий день, 31 декабря, был день рождения у Семена Фарады. Он вспоминал, что когда пришел в ресторан его отмечать, несколько человек увидев артиста, поднялись и хором запели: «Уно, уно, уно моменто!».
- Сложно было найти исполнителя роли Калиостро. Сценарист Григорий Горин видел в этой роли Олега Янковского, но артист из суеверия отказался играть экстрасенса – не хотел связываться с мистикой. Я лично носил сценарий Никите Михалкову. С его выразительными глазами можно было сыграть Калиостро, но Никита Сергеевич не мог сниматься из-за занятости, - Юсуп Даниялов (второй режиссер).
Исполнителя на главную роль нашел Марк Захаров, побывавший на спектакле грузинского театра. Там он и увидел Нодара Мгалоблишвили. Когда Захаров пришел в гримерку к артисту, тот недоуменно сказал, что он вряд ли сможет сыграть – будет мешать акцент. Захаров быстро нашел выход из ситуации – в фильме за Мгалоблишвили говорит Армен Джигарханян. Фарада по этому поводу шутил – только в русском фильме возможно, чтобы итальянца играл грузин, а озвучивал армянин.
- Съемки фильма сразу же начались со сложностей, словно сам Калиостро был против. Первым под раздачу мистики попал исполнитель главной роли – Нодар. Ему выделили номер в московской гостинице. Он сидел на подоконнике распахнутого окна и пел. Засмотрелся на незнакомую барышню, которая остановилась его послушать, вывалился из окна и сломал ногу! Нодар уверял потом, что виноват во всем сам Калиостро, - Геннадий Гладков (композитор).
Но на этом злоключения на съемках фильма не закончились. Александр Михайлов, исполнивший роль помещика Федяшева отказался от каскадера, когда требовалось выпрыгнуть из окна в седло лошади. Естественно, непривычный к таким трюкам артист приземлился неудачно и несколько дней не мог работать. Дочь режиссера Александра Захарова, сыгравшая деревенскую девку Фимку, на съемках сломала палец на ноге. А ей необходимо было танцевать. И она, превозмогая боль, прекрасно справилась с этим эпизодом.
- А Абдулов чуть не получил серьезную травму. Снимали проход кареты, запряженной лошадьми. Саша захотел без каскадера ею управлять. И тут вдруг лошади понесли, карета перевернулась и упала в овраг! На площадке повисла гробовая тишина. Все подумали о самом страшном. «Саша, вы живы?!» - крикнул в упор Захаров. «Жив!» - Абдулов выбрался из кустов невредимый, только ушибся, - Юсуп Даниялов (второй режиссер).
Изначально, участие Абдулова в фильме не планировалось. Но он, прочитав сценарий, обратился к Марку Захарову с просьбой о роли. Захаров не смог отказать и Григорий Горин дописал роль Жакоба, слуги графа. Именно Абдулов придумал эпизод со снятием парика и превращением в «другого человека». Сам же Захаров не верил в талант собственной дочери, и не сразу решился снимать Александру в фильме. Елену Валюшкину (Мария Ивановна) пришлось долго уговаривать сняться в фильме – она планировала уехать в отпуск и нарушать свои планы никак не хотела.
- «Уно, уно, уно, ун моменто!» не предполагалось в сценарии. Но меня уговорили Фарада и Абдулов: мол, напиши нам песню. Я подумал: раз герои – свита Калиостро, петь они должны что-то итальянское. Попросил знакомую преподавательницу иняза написать итальянские слова. Потом их зарифмовал, получилась незатейливая песенка. При приемке фильма худсовет попросил меня сделать русский перевод: мол, нет ли в них чего неприличного. Я честно ответил, что это просто набор итальянских слов, - Геннадий Гладков (композитор).
В титрах было решено написать так: музыка – Гладкова, слова – народные и Гладкова. Кстати в фильме вокальную партию Фарады, у артиста песня никак «не шла», исполнял сам Гладков. Песня имела необыкновенный успех у советской аудитории. Ветераны – Леонид Броневой и Татьяна Пельтцер на съемках ночи напролет резались в преферанс и много курили.
Буду благодарен за комментарии и лайки.