Должны ли дети выбирать то, что им хочется, не слушая родителей? Поделюсь своим опытом. Место действия – Подмосковье, середина 70-х прошлого века. Близится окончание школы.
Обычно ответ на вопрос «кем стать?» меняется не раз от возраста и других обстоятельств. Редки случаи, когда ребёнок спит и видит, как работает дояром, точит болванки или лечит пернатых. Тогда и сомнения его не мучают. Труднее, если родители приоткрыли отпрыску много дорог, а всё поглощающее желание выбрать одну из них где-то заблудилось. Я учился отлично, закончил музыкалку, много читал, пел, но мечтал о… футболе. 😊 На уровне подмосковного города неплохо получалось и пинать мяч, и участвовать в олимпиадах по физике и математике, и даже выступать на сцене.
В последнем 10-м классе родители, волнуясь, наконец предложили обсудить, куда я думаю податься после школы. Совет «в Филях» единогласно отмёл музучилище, несмотря на мнение педагога по классу фортепиано. Отец аккуратно намекнул, что и играть в футбол на серьёзном уровне «длиннобудылый» очкарик вряд ли сможет даже при наличии желания и некоторых способностей. Но отрок, начитавшись книжек, возражал скептику, что институт физкультуры станет трамплином в спортивные «звезды». Консенсус не складывался. Окончательный выбор решили отложить. «На всякий случай» предки пока посоветовали подтянуть с репетиторами физику и математику, не бросая, так и быть, занятий в ДСШ по баскетболу для поддержания духа, тела и мозгов. 😊
Зачем круглому отличнику репетиторы? Юноша и порешивал примеры из журнала «Квант», и посматривал уроки физики и математики учебного канала в телевизоре. Но среди педагогов, где трудилась моя мама, считалось, что для поступления в лучшие ВУЗы столицы уровня наших школ маловато. Да, и число просто поступивших одноклассников в институты страны не противоречило такому взгляду.
Помню, как на первом занятии репетитор физик, чтобы оценить планку, спросил, куда я собрался поступать. В математике мерилом служил сборник Сканави, где задачи по сложности делились на группы А, В и С. В школе контрольные не превышали начальный уровень А. Три задачи на экзамене в МИИТ (по памяти) формировались, как А, А, В. В МИФИ – В, В, С. Общаясь в институте с народом, я понял, что без «апгрейда» мои школьные знания тянули где-то на «тройку» в Москве. А некоторые спецшколы Союза выпускали «птенцов» с багажом первого курса серьёзного ВУЗа. И куда, в таком случае, податься бедному фанату спорта? 😊
Чувствуя разумность в доводах родителей, я решил скрестить «ужа с ежом» и поступать в МАИ, чья гандбольная команда гремела в первенстве СССР. Получается, выбор призвания «висел на волоске» спортивной кафедры института. Неправда ли – «разумно» и по возрасту? 😊
В нашей школе было три выпускных класса. В моём, который считался самым сильным, из 34 учеников где-то восемь были отличниками. Трое из них пошли на золотую медаль, хотя на весь 135-тысячный город квоту спустили в пять штук. В те годы право просто зачислиться в ВУЗ при наличии «кругляша» уже испарилось. Чтобы приняли, надо было сдать на «отлично» один профильный экзамен, а кое где — даже два…
Письменная выпускная работа по математике в школе не напрягла меня совсем. Но любое исправление в чистовике снижало оценку, что полностью закрывало вопрос с медалью. Зато требования к сочинению были запредельные помимо исключительного «аккуратизма».
На экзамене название одной из предложенных тем совпало с работой, которую мы писали в середине учебного года. Радость моя не знала границ. Ведь старый труд лежал в потайном кармане пиджака. 😊 И вот, работаю я, никуда не торопясь, творческим переписчиком, и предвкушаю...
Школа для повышения реноме стремилась получить больше медалистов и потому претендентам немного помогали, учитывая их многолетнее прилежание, известное всем… Преподаватель литературы «Кал Калыч», почитав из-за плеча мой текст, опустил хитреца с небес, тихо заметив, что областные требования к сочинению на золотую медаль – несколько выше, чем к проходной работе в учебном году. Он знал о чём говорил, но откуда об этом могли догадаться школяры? Я по сей день – в неведении, как за шесть часов ученик должен ухитриться без литературы и подготовки родить серьёзное эссе на произвольную тему?
Восемь выпускных экзаменов – не лёгкая прогулка! Они открыли одну неприятную особенность психики будущего абитуриента. Клиент так нервничал при общении с проверяющими, что терял способность демонстрировать даже те знания, которые имел. ☹ Поэтому семья отрядила отпрыска ради тренировки поступать в МИФИ, где экзамены были в июле, а не в августе, как в МАИ. 😊 Замечу, в дальнейшем мой недостаток мешал неоднократно, слабея от количества конкурсных отборов, коих в моей жизни было впереди ещё предостаточно.
Но вернёмся к электронной доске объявлений в МИФИ, на которой светились цифры проходных баллов (для иногородних - 21,5, а для москвичей – 17,5!). Поэтому, сдавая документы в приёмную комиссию, я указал в анкете – «без общежития». 😊 Льготы медалистам не одухотворяли: две пятёрки по письменной и устной математикам позволяли не сдавать физику и русский в виде сочинения. Последнее по слухам практически никогда не оценивалось на «5», если это давало проходной балл. Пятой оценкой учитывался средний школьный балл.
Во время экзаменов, надышавшись атмосферой института, пожив в «общаге», пообщавшись со студентами, мечтавший о спортивной карьере юноша неожиданно загорелся желанием двигать науку прямо в «атомном колледже», как называли МИФИ за бугром. Не знаю, что тому виной? Может, забродили в голове прочитанные когда-то биографии учёных (Резерфорда, супругов Кюри)... 😊
Сдача экзаменов изобиловала случайностями, обойдя которые можно было вполне заслуженно получить парочку лишних баллов. Но на финишной ленточке после всех мучений на моём личном табло горело скромное число 20. Приехав вместе с родителями за результатами, мы не обнаружили своей фамилии в списках принятых…
Рядом с комнатой, где срезавшимся возвращали документы, расположились столы «зазывал» в Горный и институт стали и сплавов, которые, предлагали, если все экзамены в МИФИ сданы положительно, отправиться к ним на обучение. Кстати, в «Плешке», «корочки» которой сегодня столь престижны, конкурс на место тогда был чуть-чуть более единицы. Но упрямый отрок уже закусил удила и сообщил родителям, что без науки и элитного образования жить не может. 😊 Поэтому пойдет на подготовительное вечернее отделение, где после года учёбы и работы сбудется его «мечта».
Зная особенности отпрыска и понимая, что риск загреметь в армию на следующий год возрастёт, родители решили предпринять некоторые шаги. Активностью в нашей семье более всех отличалась мама. Она отправилась к председателю приёмной комиссии, чтобы он объяснил, на каком основании «почти гениальный во всех отношениях» сын, который и на общежитие то не претендует, остался за бортом института. Ответ был расплывчат уже потому, что председатель почувствовал перед собою серьёзного противника. И потому был даден совет отправиться в министерство для выяснения чётких причин, по которым абитуриента не зачислили по конкурсу «без общаги», если он от неё в анкете отказался…
У меня из памяти начисто выпали эти два дня. Мама рассказала, что, приехав в министерство в первый день, обнаружила огромную очередь настойчивых просителей и решила перенести визит к чиновникам на завтра. На следующее утро очередь фактически отсутствовала. И мама в числе немногих получила доступ в указанный кабинет к телу молодого и неопытного сотрудника. Тот высокомерно ляпнул, что есть постановление, которому я не соответствую. Это было его роковой ошибкой: просительница тут же потребовала дать его номер, от чего отвертеться уже по тем правилам делопроизводства было трудно. Вооружившись номером, мама в другом кабинете ознакомилась с постановлением, что в корне изменило диспозицию. 😊
Реально число принимаемых по иногороднему конкурсу лимитировалось количеством мест в общежитии. Но так прямо написать было нельзя, чтобы не нарушить равенство всех перед экзаменами. И в постановлении присутствовало около 12 пунктов, создававших видимость обоснованности привилегированного конкурса. Я не удовлетворял только одному пункту: был прописан далее 40 км от г. Москва. Остальным критериям (медаль, участник и победитель олимпиад и т.д.) абитуриент полностью соответствовал. Постановление не могло требовать выполнения всех пунктов, что, практически, выбивало из рук чиновника доводы для отвода моей кандидатуры. Поэтому целеустремлённым упрямцам было предложено привести отпрысков на следующий день для ознакомления и вразумления.
Меня пытались отговорить даже тем, что рядом с институтом были две «психушки», которые не в последнюю очередь пополнялись выходцами из института. Но я налегал на своё бескрайнее желание двигать науку и спортивный характер. 😊 В результате собеседования мне и ещё двум-трём абитуриентам были выданы записочки на клочке бумаги, с которыми велено было явиться в приёмную комиссию...
И вот я радостно бегу по уже опустевшим солнечным коридорам института в какую-то архивную комнатку, где в обмен на записочку от дежурного студента получаю подтверждение о зачислении. 😊 Так неожиданно и успешно (к удивлению физика-репетитора 😊) я стал студентом факультета «Кибернетика», хотя поступал на «Ф». За случившееся благодарю всю жизнь судьбу и маму. Светлая ей память…
ps
История всегда повторяется с некоторыми отклонениями от первоначального сюжета. Забавно, но через много лет мой сын закончил курсы при авиационном институте. А на основании выпускных контрольных был зачислен в МАИ. Но случай перевернул и его судьбу. Поэтому он учился и успешно закончил МИФИ... 😊