Теперь Негодяй хотел бы поговорить с вами уже о нормальном, полноформатном кино. А точнее - о боевике Александра Муратова 2001 года "Львиная доля", который я столько раз поминал всуе в предыдущей статье.
Сюжет начинается с того, что в центре бандитского Санкт-Ленинграда срабатывает радиомаячок контейнера для хранения радиоактивных материалов, утерянного несколько лет назад, который какая-то дрянь пыталась открыть. Боссы ФСБ в строжайшей секретности снаряжают спасать человечество от ядрён-батона группу спецназа "Лев", которая когда-то и профукала контейнер - чтобы не расширять круг посвященных. Но на месте львы выясняют, что все вокруг не то, чем кажется, половина прайда сидит на вражьих харчах, бомба - и не бомба вовсе, а главный противник - непосредственное начальство группы.
В принципе фильм Александра Муратова уместней было бы назвать не "Львиной долей", а "Шакальей". В этой истории кидают, предают, изменяют долгу почти все.
Продал своих улыбчивый душегуб Лягушонок с заводным талисманом, устроившись обер-ликвидатором к подставному суперзлодею Симонову (Владимир Зайцев).
Продает товарищей Кит, джеймсбондовских статей мачо и гроза крашеных блондинок. Причем из лучших побуждений - захотелось ему и симоновскую нямку скушать, и старых дружков от верной гибели на заведомой подставе сохранить.
Продает Командора Ёжик вместе со всей командой еще до начала фильма, когда их стараниями заветный ларец с "оружием XXI века" и уплыл к своим циничным хозяевам. И тоже ведь ради хорошего дела.
О представителях власти в кадре и говорить нечего - продадут, купят и еще раз продадут, но уже дороже. От майора питерской милиции, что позорит мундир Ларина и Дукалиса на подхвате у Лягушонка, до главного хранителя госбезопасности Муравьева, он же Емельяныч, он же Большой Макс - убедительно исполненного Николаем Чиндяйкиным с его прищуром старого лиса. Пожалуй, до еще более главного хранителя - Бориса "Майкрофта Холмса" Клюева, готового всех списать в расходники, лишь бы "не допустить утечку информации".
Единственный незапятнанный среди хоть сколько-нибудь центральных героев - Дина (Хаматова), случайный свидетель ошибочной зачистки Лягушонком купе поезда, дважды чуть им не убитая и нашедшая спасение как верная соратница Командора с Ежом. Да и без самой этой "дуры-пигалицы" с сердцем Данко, ненавидящей стукачей и тоскующей по большой, но чистой любви, вообще никто бы не ушел живым. Не зря ведь Ежик нарекает ее Данькой Шишкиным - сыном, за шанс спасти которого когда-то продал душу оборотню-Емельянычу с именами на все случаи жизни.
А поголовье "Львов" по сюжету будет выбито почти полностью. За иудин грех вознаграждение полагается только кукловодам в высоких кабинетах, а инструментам - только грустный конец, как и в любой сделке с дьяволом. "Последние львы империи" оказались одурачены в лучших чувствах. Затеял Кит сохранить жизнь Командору ценой шестерения на врага - а в благодарность словил от упрямого гордеца пулю в упор. Решил Ёжик выиграть жизнь больного ребенка, загнав нехорошим людям "оружие XXI века" - а ребенок все равно помре.
Обманут оказался даже несгибаемый и безжалостный Командор - поверил, что Держава восстала из комы и позвала под знамена, а Держава оказалась мороком, напущенным змеиной улыбкой Емельяныча. Вместо того, чтобы спасать мир, суровый служака - этакий старый князь Болконский - таскал секретные материалы, которые шеф загнал гниде-олигарху, а получив от него деньги, спустил на покупателя "Львов", чтобы вернуть казенное добро в срок и не обделаться перед и поныне действующим президентом.
Основа мировоззрения Командора
В результате единственным из всей команды, дошедшим до финала саги, оказался не последний самурай Беляев и не заслуженный супермен Певцов, а пожухлый от невзгод, разводов и запоев Караченцов. Из балласта группы, которого Командор готов был удавить за пьяные выходки, он постепенно прокачался до "победителя в майке-алкашке" не хуже Брюса Уиллиса.
Ёжик не растерялся в тумане. Он виртуозно уходил от "хвоста" в пылу нарочно развязанной драки с гопниками, вычислял на раз-два убежище Дины-Даньки и измену Кита, в одиночку с бодуна штурмовал вражью базу, добывая оружие по пути с трупов и застращав буржуинскую силу яблоками-"гранатами". А уж выпивку достать, будучи прикованным к батарее - для Ежа и вовсе дело плевое.
Ёжик атакует
Надо сказать, Муратов и его сценарист Владимир Брагин любили удивлять подобными неожиданными раскрытиями персонажей. Назначить супермужчину Кита крысой, а уволенного с позором Командора успешным бизнесменом, к которому приценивается не взятая еще в "ВИАгру" Альбина Джанабаева - это все-таки уже класс выше, чем русский стандарт боевичка про бандитов.
Вот только обоснования для сценаристских решений не всегда очевидны. Создатели "Львиной доли" все-таки перебрали с недосказанностью, отсутствием связующих деталей, сверхтонкими намеками на толстые обстоятельства. Поэтому расправа над Китом может показаться немотивированным капризом контуженного на голову Командора. А уж шизанутая финальная сцена со сверхсекретными мини-дисками, на которые записана пустота с двуглавым орлом, и вовсе ни в какие ворота не лезет. Видимо, благодаря этому прокатчики сочли "Долю" слишком сложной для человеческого разума, и фильм увидел зрителя только четыре года спустя.
Но несмотря на этот системный недостаток, зритель увидел крепкий, драйвовый и не совсем типичный экшн, где хорошие парни вовсе не обязательно победят, где врага сокрушает самый помятый и опустившийся и где, даже если кругом обман, главное - до конца делать, что надо. Тогда, может, уцелеешь.
И да, самого помятого спасла Чулпан Хаматова.
Конец фильма.
До новых встреч с Негодяем!