Найти тему

Волшебство в кинематографе. Зрелищные кинотрюки Жоржа Мельеса

Важным и грандиозным шагом в развитии мирового кинематографа является появление кинематографических трюков. Первые эксперименты связаны с именем Жоржа Мельеса, превратившего кино в театральное зрелище. И все решил ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО СЛУЧАЙ!

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Однажды, снимая уличное движение, Мельес на мгновение отвлекся и перестал крутить ручку съемочной камеры. За это время место омнибуса в кадре занял похоронный катафалк. При просмотре ленты Мельес увидел "чудо": омнибус "превратился в катафалк". И уже через два дня Мельес снимал первые фильмы с превращениями и внезапными исчезновениям, которые сразу приобрели у зрителей популярность. Это неожиданное открытие подтолкнуло Жоржа Мельеса к дальнейшим экспериментам с камерой, поиску необычных эффектов.

Однако, точно такой же приём — остановка съёмки для замены одного объекта другим — был использован изобретателем Томасом Эдисоном в фильме «Казнь Марии Шотландской» 1895 г., ещё до первых фильмов братьев Люмьер. Это был один из самых первых примеров применения стоп-кадра в кино (комбинированная съемка).

Справедливо будет отметить, если до первых кинотрюков Мельеса, уже значительно ранее изобретатели и режиссеры использовали трюки с внезапной остановкой камеры во время съемок и дальнейшим ее запуском (стоп-кадр), тогда в чем же проявлялось волшебство Жоржа Мельеса?

Ответ оказывается довольно простым: до Мельеса режиссеры кино показывали именно трюки, цирковые фокусы, но только Мельес показывал в своих фильмах чудеса. Именно Мельес стал первым, кто сделал трюк очевидным для зрителя, повысил его статус до главного события в фильме.

В кино можно было заставить людей двигаться задом наперед, ускорить проекцию изображения на экран, сделать "наплыв". Придуманные зрелищные трюки делали фильмы не "копией" событий, применяя цирковые фокусы и эстрадные приемы, а создать иную реальность. Например, в фильме Мельеса, "Монстр", 1903г. к восторгу и ужасу зрителей, героиня превращалась в скелет, затем снова оживала.. В кинокартине "Замок дьявола", 1896 г. из глубин замка на зрителя летит летучая мышь...и неожиданно превращается в Мефистофеля! А необыкновенные эффекты, изображающие фантастический полет в фильме "Путешествие на Луну", сделали эту ленту самой знаменитой киноработой мастера. Мельес выступал как сценарист, режиссер, оператор и даже декоратор.

Мельес постоянно экспериментировал, доводя свои приёмы до умопомрачительного совершенства. В фильме "Четыре поющие головы", 1898г. фокусник по-очереди "снимает" с себя по одной голове и кладет их на стол. Затем с этими головами начинает петь хором, играя на банджо. В фильме "Дирижер" 1900 г. Мельес дублирует себя в целый оркестр из дирижёра и шести музыкантов. И там, и здесь использовалась многократная экспозиция, которая позволила довести фантазию режиссера до ключевого замысла картины.

Кадр из фильма "Четыре поющие головы", 1898 г.
Кадр из фильма "Четыре поющие головы", 1898 г.

В кинокартинах Мельеса происходили поистине чудесные события: появлялись и исчезали волшебники, феи, падал снег, извергались вулканы, тонули корабли, демонстрировались картины подводного мира (съемка велась через аквариум).

Жорж Мельес изобрел кинотрюк и ввел его в повседневную практику киносьемок. Хотя сегодня это кажется почти смешным но тогда, в начале развития кинематографа миниатюрная балерина на столе или огромная голова рядом с обычным человеком казались настоящим волшебством.

К началу нового века Жорж Мельес являлся владельцем крупной в мире кинокомпании "Стар Филмз", в студии которой в период с 1896 г.по 1914 г.было произведено почти 400 фильмов!