Найти тему
Московские Новости

Что не так с новым сериалом Marvel?

Даниил Ротштейн о том, что не так с новым сериалом Marvel «Сокол и Зимний солдат» и почему Disney не надо в политику.

Предупреждение: эта заметка содержит СПОЙЛЕРЫ к сериалу «Сокол и Зимний солдат».

В первом эпизоде «Сокола и Зимнего солдата» есть сцена, где Сэм Уилсон — супергерой Сокол (Энтони Маки) — не может получить кредит в банке на ремонт семейной рыболовной лодки. «Противный банкир отказывает черной семье» — классический сюжет, но есть нюанс: Сокол — один из самых узнаваемых людей на планете, Мститель, спаситель планеты, близкий друг, например, вдовы миллиардера Тони Старка. Но нет. В то время, как в нашем мире два серьезных претендента на звание самых бессмысленных людей на планете — Меган Маркл и принц Гарри — заключают многомиллионные контракты, нам предлагается всерьез переживать за материальное благосостояние Сокола, несправедливо страдающего от расизма. Добро пожаловать в кинокомиксы эпохи Black Lives Matter.

Сделаем шаг назад. В конце «Мстителей. Финала» ушедший на пенсию Капитан Америка — Стив Роджерс — передал свой легендарный щит Соколу. В начале нового сериала Сэм добровольно сдает щит в музей. Это решение очень расстраивает Зимнего солдата — Баки Барнса (Себастьян Стэн). Баки, как мы помним, друг оригинального Капитана Америки еще с 1940-х годов, зомбированный злыми русскими и псевдонацистами на протяжении десятилетий и превращенный в машину для убийств, но теперь реабилитированный, физически и психологически. Еще у него крутая металлическая рука. Сэм в роли Сокола периодически работает на правительство США и, когда над миром нависает новая террористическая угроза, берется помочь. Баки, которому особо нечем заняться, увязывается за ним. Американские власти тем временем назначают нового Капитана Америку — белого и голубоглазого.

Невооруженным глазом видно, что «Сокол и Зимний солдат» — это в первую очередь дико скучно.

В киновселенной Марвел (КВМ) фильмы про Капитана Америку, в России стыдливо выпускаемые под названием «Первый мститель», всегда занимали странное место. «Первый мститель: Другая война» чисто кинематографически — один из лучших во всей линейке, и недаром снявшие его братья Руссо в итоге стали постановщиками ключевых частей «Мстителей». Но по содержанию все эти шпионские приключения Стива Роджерса и заламывания рук по поводу «Америки, которую мы потеряли», всегда смотрелись немного блекло на фоне скандинавских богов, космических авантюристов и людей-муравьев, которыми пестрят другие части франшизы. По крайней мере, в глазах зрителей, у которых от звездно-полосатой символики ничего не екает.

Фото: marvelstudios / Instagram
Фото: marvelstudios / Instagram

«Сокол и Зимний солдат» — это стилистически та же «Другая война», только с двумя менее интересными друзьями Капитана Америки в главных ролях и без Криса Эванса, Скарлетт Йоханссон или Сэмюэла Л. Джексона. Угрюмого вида мужики, которые иногда могут немного летать и чуть сильнее бить, мутузят точно таких же террористов. В «Ванда/Вижен» при всех его недостатках была хотя бы магия, интрига с ситкомами, странные персонажи и крадущаяся экзистенциональная жуть. В СиЗС — в основном долгие разговоры о политике, расизме и о том, что террористы в общем-то неплохие ребята, если они против правительств и банкиров. Кроме шуток.

Disney всегда был известен как воинствующе аполитичная студия. На фабрике радости нет места политике, ведь так можно и потенциального потребителя оттолкнуть, а кому это нужно. Поэтому последние попытки компании добавить в свои релизы кивки в сторону релевантной повестки выглядят все более нарочито и все более беспомощно. И чем пристальнее к этим пассажам присматриваешься, тем хуже они выглядят.

В «Черной пантере» сверхразвитое африканское государство изображено как место, где абсолютная власть передается через демократическую процедуру ритуального мордобоя. План главного злодея в этом фильме построен на аксиоме о том, что угнетенные меньшинства во всем мире готовы в любой момент начать массовую резню, стоит только выдать им футуристическое оружие — и этот тезис никак не опровергается. В выпущенных Disney частях «Звездных войн» положительные персонажи всерьез рассуждают о том, что склонность ко злу может передаваться генетически.

Фото: Disney
Фото: Disney

Попытки современного Disney подкатить к феминизму хорошо изображает прошлогодний ремейк «Мулан». В мультфильме 1998 года Мулан — обычная девушка, которая с большим риском для себя идет в армию и только благодаря упорству, усилиям и находчивости становится настоящим бойцом и героиней войны. В ремейке Мулан — буквально сверхчеловек. С самого детства она обладает уникальными мистическими и физическими способностями. Вы можете стать кем угодно, дети — при условии, что вам повезло родиться с магическими способностями (См. также Эльза из «Холодного сердца»). В ремейке «Аладдина», выпущенном в 2019 году, принцессе Жасмин добавили мощную песню о том, что ее не заставят молчать. Правда, выясняется, что песню она поет у себя в воображении, молча. Спасибо за этот вдохновляющий посыл, Disney.

В этом контексте понятно, что политический супергеройский сериал от Disney — это априори беда. Рассмотрим главный конфликт в «Соколе и Зимнем солдате». В предыдущих фильмах КВМ из-за Щелчка Таноса на 5 лет испарились 3 миллиарда человек. За это время произошла большая миграция — люди начали вселяться в пустые дома, переезжать в другие страны, чтобы восстанавливать экономику. Когда Мстители всех спасли и миллиарды обращенных в пыль разом вернулись, возник, мягко говоря, конфуз планетарного масштаба. Специально созданная международная организация пытается решать эти вопросы, переселять обратно часть мигрантов, восстанавливать границы. Супертеррористы, с которыми сражается Сокол, хотят, чтобы все оставалось как в период Щелчка, ведь новые дома уже обжиты.

Вообще это увлекательнейшая гипотетическая проблема. Действительно, как быть в ситуации, когда 3 миллиарда человек внезапно возвращаются из мертвых спустя 5 лет? Логистические, политические, правовые проблемы при этом возникают колоссальные.

Супертеррористов это не интересует — они будут взрывать и убивать до тех пор, пока … я, если честно, не знаю, пока что. В сериале их цели внятно не формулируются — они воюют против восстановления старых порядков и репатриации исчезнувших, но никаких конкретных контрпредложений мы так и не видим. Супергерой Сокол террористам сопереживает: их методы он, конечно, не одобряет, но они же против чиновников и банков, а это по определению хорошо. Он же и сам обижен банкирами.

В конце Сокол сам станет Капитаном Америкой (это даже не спойлер. В комиксах Сэм Уилсон был Капитаном Америкой на протяжении нескольких лет начиная с 2014 года), спасет чиновников и банкиров от пытающихся сжечь их заживо террористов и потом будет отчитывать их 5 минут экранного времени. «Работайте лучше», — скажет он им. На робкое предположение о том, что он недопонимает сложность проблемы, Капитан Сокол ответит: «Я черный, который носит звезды и полосы. Что тут недопонимать?». Ни добавить, ни прибавить.

Не то чтобы в «Соколе и Зимнем солдате» совсем не было реабилитирующих черт. Обмен подколками между Сэмом и Баки бывает забавным и в лучшие моменты напоминает сцены из «Смертельного оружия». Некоторые экшн-сцены достаточно увлекательные, если смириться с отсутствием енотов с бластерами и молотов грома. Но главная звезда СиЗС — безусловно, барон Земо (Даниэль Брюль), вернувшийся злодей из «Первого Мстителя. Противостояния», переквалифицировавшийся в антигероя.

Во-первых, Брюль — чрезвычайно обаятельный актер и, безусловно, самый сильный из всего состава. Во-вторых, Земо — действительно интересный персонаж, эдакий антинацист, убежденный противник самой идеи существования любых сверхлюдей. Ну а в-третьих, он танцует. И час этого зрелища однозначно лучше любого эпизода «Сокола и Зимнего солдата».