Найти тему
InFocus

«НЕПОДВИЖНО ЛИШЬ СОЛНЦЕ ЛЮБВИ»

В этот мир входишь, как в музыку или в океан:

«Стало темнеть, морозило, мы медленно вышли из ворот, возле которых покорно сидел на козлах мой Федор.— Поездим еще немножко, — сказала она, — потом поедем есть последние блины к Егорову… Только не шибко, Федор, — правда?— Слушаю-с.— Где-то на Ордынке есть дом, где жил Грибоедов. Поедем его искать…И мы зачем-то поехали на Ордынку, долго ездили по каким-то переулкам в садах, были в Грибоедовском переулке; но кто ж мог указать нам, в каком доме жил Грибоедов, — прохожих не было ни души, да и кому из них мог быть нужен Грибоедов? Уже давно стемнело, розовели за деревьями в инее освещенные окна…— Тут есть еще Марфо-Мариинская обитель, — сказала она…».

Марфо-Мариинская обитель
Марфо-Мариинская обитель

Вот так однажды, возможно впервые,  мы попадаем на Ордынку в Замоскворечье, как бы далеко ни жили от Москвы. Слышим название обители – Марфо-Мариинская, и еще не знаем, какую роль она сыграет в жизни героев этого гениального рассказа Ивана Бунина —  «Чистый понедельник», где все дышит красотой, любовью, страстью, чистотой, несбыточностью земных желаний… Верой… А, может, и для нас пребывание там станет не случайным? Все зависит от того, с чем придем в душе…

Русским духом в этом рассказе  Бунина пронизан каждый образ, каждое слово: « … И вот только в каких-нибудь северных монастырях осталась теперь эта Русь. Да еще в церковных песнопениях. Недавно я ходила в Зачатьевский монастырь — вы представить себе не можете, до чего дивно поют там стихиры! А в Чудовом еще лучше. Я прошлый год все ходила туда на Страстной. Ах, как было хорошо! Везде лужи, воздух уж мягки,.. на душе как-то нежно, грустно и все время это чувство родины, ее старины. Все двери в соборе открыты, весь день входит и выходит простой народ, весь день службы… Ох, уйду я куда-нибудь в монастырь, в какой-нибудь самый глухой, вологодский, вятский! Я русское летописное, русские сказания так люблю, что до тех пор перечитываю то, что особенно нравится, пока наизусть не заучу. «Был в русской земле город, названием Муром, в нем же самодержствовал благоверный князь, именем Павел. И вселил к жене его диавол летучего змея на блуд. И сей змей являлся ей в естестве человеческом, зело прекрасном…  Так испытывал ее Бог. «Когда же пришло время ее благостной кончины, умолили  Бога сей князь и княгиня преставиться им в един день. И сговорились быть погребенными в едином гробу. И велели вытесать в едином камне два гробных ложа. И облеклись, такожде единовременно, в монашеское одеяние…». Разве не музыка этот рассказ?

Русским духом пронизан, кажется, и сам воздух в этом монастыре.

Здесь у стен Марфо-Мариинской обители по ночам, когда город стихает, слышен бой часов на Спасской башне. «Древний звук, что-то жестяное и чугунное. И вот так же, тем же звуком било три часа ночи и в пятнадцатом веке…».

калиточка в монастырь
калиточка в монастырь

Белый забор, кованые ворота, калиточка, пройдя через которую непременно склонишь голову, переступая порог обители, которая была основана великой княгиней Елизаветой  (Елисаветой) Феодоровной Романовой в 1909 году в память о любимом муже,  московском генерал-губернаторе, великом князе Сергее Александровиче.  4 февраля 1905г. он погиб от взрыва бомбы эсера-террориста Ивана Каляева. Княгиня посетила убийцу в тюрьме, оставив ему Евангелие.

В книге протоиерея М. Польского «Новые мученики Российские» это свидание описывается так: « Когда он увидел ее… он спросил: «Кто вы?».  Я его вдова, — ответила она,- почему вы его убили?». «Я не хотел убить вас, — сказал он, ,- я видел его несколько раз в то время, когда имел бомбу наготове, но вы были с ним, и я не решился его тронуть». «И вы не сообразили того, что вы меня убили вместе с ним?» — ответила она… Если вы покаетесь, я попрошу Императора вас помиловать, и я буду молить Господа, чтобы Он простил вас, а я вас уже простила…»

И она подала прошение императору о помиловании Каляева, простив его преступление.

Памятник Елизавете Феодоровне работы скульптора В. Клыкова, 1990 г.
Памятник Елизавете Феодоровне работы скульптора В. Клыкова, 1990 г.

После этого княгиня окончательно  отреклась от светской жизни, которая и раньше ее не увлекала, и приняла решение посвятить себя служению людям. Еще молодая женщина, красавица Елизавета Феодоровна продала все свои драгоценности, подарки боготворившего ее супруга, отдав часть из них в казну и родственникам, а вырученные средства пошли на создание обители. За ее труды милосердные многие москвичи называли ее «Великая матушка», или еще более трогательно: «Белый ангел Москвы».

В архитектуре этой неземной  по облику обители есть приметы старинного суздальского зодчества, ворота и решетки  — в стиле модерн. Но все там выглядит на удивление гармонично. Для будущего монастыря княгиня купила усадьбу с четырьмя домами и садом на Большой Ордынке.

-4

В двухэтажном здании разместили столовую, кухню, кладовую, больницу. Рядом находился дом настоятельницы и амбулаторный корпус с аптекой. В четвертом доме была  квартира для священника и школьные классы. Действовала гостиница для паломниц. По проекту архитектора  Л. Стеженского помещение, служившее ранее зимним садом,   преобразовали в больничный храм, который освятили во имя Марфы и Марии. Архитектором соборного храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы стал знаменитый Алексей Щусев, а художниками Михаил Нестеров, Н. Тамонькин и Павел Корин.  После завершения возведения обители в 1910 году художник М. Нестеров приступил к росписи помещений. В алтарной части храма он изобразил Покров Богородицы и «Литургию Ангелов». В храме была устроена также подземная усыпальница, расписанная П. Кориным сюжетом «Путь праведников ко Господу». В ней настоятельница завещала себя похоронить.

Однако волею трагической судьбы и вихревого жестокого времени далеко от этого места упокоились ее бренные останки…Но это уже иная история…

Спас
Спас

Освящение собора при большом стечении верующих состоялось 8 апреля 1912 года.

В бесплатной больнице обители на 22 кровати и операционной по приглашению Елизаветы Феодоровны работали самые опытные и лучшие московские доктора — А. И. Никитин, хирурги  Ф. И. Березкин и А. Ф. Иванов. Сёстрам и больным была доступна библиотека, насчитывавшая до двух тысяч томов, журналы, детская литература. Обитель выпускала брошюры и листовки, которые распространялись среди пациентов.  Заботясь о повышении грамотности среди женщин, Елизавета Феодоровна открыла воскресную школу, где проходили уроки под руководством священника Евгения Синадского. В обители также имелась  столовая для бедных.

Во время Первой мировой войны сестры обители беззаветно ухаживали за ранеными и увечными солдатами, открылся приют для инвалидов.

-6

В смутные дни февральской революции в 1917 г. в Москву по поручению германского императора приезжал шведский министр, который просил Елизавету Феодоровну уехать на ее родину,  в Дармштадт, однако княгиня, не раздумывая,  отказалась, т. к. не хотела бросать дорогую ее сердцу обитель, Москву и  Россию в такое тяжелое время.

-7

Согласно историческим свидетельствам на Пасху 1918 года в обители служил молебен патриарх Тихон, давший великой княгине последнее благословение. Вскоре после его отъезда она была арестована как представительница Дома Романовых и выслана в Екатеринбург вместе с сёстрами обители Варварой Яковлевой и Екатериной Янышевой. Дальнейшие события таковы: «в мае 1918 г. княгиню вместе с другими членами императорского дома отправили на окраину Алапаевска, где поместили в Напольной школе, а в ночь на 18 июля всех пленников вывезли в район шахты «Нижняя Селимская», завязав им глаза, после чего сбросили в шахту глубиной почти 60 метров. Последними словами великой княгини были: «Отче, отпусти им, ибо не ведают, что творят!».

-8

Пережившая множество перестроек Марфо-Мариинская обитель к  1940-м годам  почти утратила великолепный Покровский собор: он находился под  угрозой сноса. Но на его защиту встала Академия архитектуры СССР в союзе с выдающимися мастерами культуры Евгением Лансере, Виктором Весниным, Игорем Грабарем, Михаилом Нестеровым, Верой Мухиной, Алексеем Щусевым Александром Герасимовым.

Ныне в эти праздничные пасхальные дни внутренность спасенного и возрожденного Покровского собора «горячо пылает и сияет  целыми кострами свечей»…

Первоцветы обители, безвременники
Первоцветы обители, безвременники

И нам, вслед за Иваном Алексеевичем Буниным, возможно, удастся пережить редкое озарение —  проникнуться переживаниями и чувствами  навсегда утратившего свою любовь его отчаявшегося героя,  посетившего Марфо-Мариинскую обитель тому уже век назад…И въяве наблюдать великую княгиню в монашеском одеянии… А еще ту… которая… недостижимая…

Смерть и время царят на земле,

Ты владыками их не зови,

Все, кружась, исчезает во мгле,

Неподвижно лишь солнце любви.

Не оставляет здесь, в Марфо-Мариинской обители,  ощущение: все это было вчера:

«В  четырнадцатом году, под Новый год, был такой же тихий, солнечный вечер, как тот, незабвенный. Я вышел из дому, взял извозчика и поехал в Кремль. Там зашел в пустой Архангельский собор, долго стоял, не молясь, в его сумраке, глядя на слабое мерцанье старого золота иконостаса и надмогильных плит московских царей, — стоял, точно ожидая чего-то, в той особой тишине пустой церкви, когда боишься вздохнуть в ней. Выйдя из собора, велел извозчику ехать на Ордынку, шагом ездил, как тогда, по темным переулкам в садах с освещенными под ними окнами, поехал по Грибоедовскому переулку — и все плакал, плакал…На Ордынке я остановил извозчика у ворот Марфо-Мариинской обители: там во дворе чернели кареты, видны были раскрытые двери небольшой освещенной церкви, из дверей горестно и умиленно неслось пение девичьего хора. Мне почему-то захотелось непременно войти туда. Дворник у ворот загородил мне дорогу, прося мягко, умоляюще:— Нельзя, господин, нельзя!— Как нельзя? В церковь нельзя?— Можно, господин, конечно, можно, только прошу вас за ради бога, не ходите, там сичас великая княгиня Ельзавет Федровна и великий князь Митрий Палыч…Я сунул ему рубль — он сокрушенно вздохнул и пропустил. Но только я вошел во двор, как из церкви показались несомые на руках иконы, хоругви, за ними, вся в белом, длинном, тонколикая, в белом обрусе с нашитым на него золотым крестом на лбу, высокая, медленно, истово идущая с опущенными глазами, с большой свечой в руке, великая княгиня; а за нею тянулась такая же белая вереница поющих, с огоньками свечек у лиц, инокинь или сестер, — уж не знаю, кто были они и куда шли. Я почему-то очень внимательно смотрел на них. И вот одна из идущих посередине вдруг подняла голову, крытую белым платом, загородив свечку рукой, устремила взгляд темных глаз в темноту, будто как раз на меня… Что она могла видеть в темноте, как могла она почувствовать мое присутствие? Я повернулся и тихо вышел из ворот».

Людмила Лаврова

Фото: Юлия Свиткова

Читайте больше материалов на нашем сайте