Пока у всех каникулы, напомню-ка я здесь интересные посты из группы.
Спросили про Эндрю Ллойда Уэббера. Что такое "Иисус Христос - суперзвезда", и как к этому относятся религиозные организации.
ШКОЛА, РЕЛИГИЯ, МУЗЫКА И НЕМНОЖКО НЕГРЫ
Полезла смотреть бэки, и обнаружила для себя несколько неожиданных вещей. Несмотря на успехи постановок на Бродвее, Уэббер - не американец, а англичанин. "Иисус Христос" - первая его большая рок-опера, а с автором либретто Тимом Райсом они учились в одной школе, причём уже там экспериментировали с музыкальными произведениями на религиозные темы, написав кантату "Иосиф и его удивительный плащ снов" про Иосифа Прекрасного. Кантату исполнил школьный хор мальчиков.
Вообще, как выяснилось хоры на религиозные темы (причём с текстами, выходящими за рамки библейских псалмов) - это часть богослужения англиканской церкви, то есть, привычная и приемлемая для англичан форма творчества.
В США, где в итоге состоялась премьера мюзикла, с пением в религии ещё интереснее. В отличие от Латинской Америки, африканских рабов в Северной Америке очень сильно перемешивали, не давая объединиться выходцам из одной деревни, племени или даже страны. В том числе это привело к христианизации чёрного населения - представители разных африканских культов (их много) не могли найти общий язык между собой, вынуждены были учить английский и переходили в христианство.
Переход этот был связан с музыкой, так как на общих собраниях американские чернокожие много пели. Это было можно делать, даже не умея читать, повторяя каждую строчку за пастором. В итоге все мы вслед за Boney M лихо поём про вавилонские реки, но нам в голову не приходит, что это - 136 псалом. А всякие спиричуал и госпелы (это разные жанры) стали органичными видами песнопений в американской культуре. То есть, петь на религиозные темы у них там вообще - нормально.
ПРО МЮЗИКЛ
Но бродвейская постановка не была бы бродвейской, если бы не рассказывала "совсем про другое и немножко шоу-бизнес". На шоу-бизнес они там могут свернуть вообще с любых тем - вспомните чуть более поздний "Чикаго". В итоге у Уэббера религиозные темы бурно переплетены с темами "как красиво создать легенду для звезды".
В частности, арию Пилата о Христе в финале можно трактовать как рассуждение театрального импрессарио о том, что хорошо, когда певец умирает на взлёте карьеры, тогда он и посмертно хорошо продаётся.
В целом, мюзикл, конечно, неканоничен - там совершенно другой, нежели в Библии, Иуда, другой Христос, иные апостолы. Но, если учесть, что на подлинность библейской трактовки опера совсем не претендует, в целом её можно считать "искусством на библейские темы". Желания дискредитировать Библию - то, что можно было бы воспринимать как кощунство - авторы тоже не испытывали.
ФОКУСЫ ВОСПРИЯТИЯ
А дальше начались фокусы восприятия. Неприязненные высказывания от лидеров ортодоксальных христианских течений авторы выслушивали и в 70-е - параллельно с тем, как опера лидировала в чартах и ставилась всё на новых сценах. Но в 90-е в России было несколько крупных местных дел, когда, например, потребовали отменить спектакль в Ростове-на-Дону - по статье "оскорбление чувств верующих".
Позже последовал довольно мягкий комментарий РПЦ и от спектакля, в целом, отстали - он уже считается мировой классикой. Хотя до сих пор есть группы, которые считают, что религиозные темы надо затрагивать только в религиозном контексте. Но самое забавное было не в этом.
Оперу, которую сейчас пытаются запретить за оскорбление чувств верующих, в СССР запрещали за религиозную пропаганду.
Помню рассказ одного ныне пожилого и уважаемого священника. Его родители не были религиозны, и с религией он знакомился сам, уже будучи подростком. Сначала пошёл в храм - именно потому, что на Пасху вокруг храма стояло мощное оцепление, и подростков туда не пускали. Потом стал слушать "Голос Америки" - потому что передачу усиленно глушили.
Вещание "Голоса" на СССР тогда длилось по два часа и состояло из библейской беседы, которая подростку показалась очень нудной, и музыкального клуба Севы Новгородцева, где крутили очень крутую рок-оперу, но мальчик не понял сюжет. Пришлось лезть в источники и разбираться, о чём это всё вообще.
Ещё больше про религию, искусство, литературу и культуру можно почитать в группе во ВКонтакте . А если будут вопросы, которые нужно разъяснить подробнее, там и вебинары бывают.