После развенчания мифа об Эйнштейне - двоечнике, любой нерадивый ученик может разместить имя Страдвика на своем знамени.
Джон Мелхаш Страдвик родился 6 мая 1849 года в Клэпеме. Начальное образование он получил в школе Святого Спасителя, но любые перспективы коммерческой карьеры ему были чужды, поэтому он начал изучать искусство в нескольких школах Южного Кенсингтона, затем поступил (непонятно как) в Королевскую Академию, но был на редкость плохим студентом. Единственным человеком из преподавателей, кто хоть как-то поощрял юношу был шотландский художник Джон Петти (1839-1893 гг.). Некоторое время он подражал стилю учителя, но особых успехов не показывал.
Все изменилось после того, как Страдвик получил место временного помощника сначала Спенсера Стенхоупа, а потом и самого Бёрн-Джонса. Так появилась его картина «Песни без слов», которая была впервые представлена им в Королевской Академии в 1876 году. Художник нашел свой стиль, очень близкий к Бёрн-Джонсу, и практически не менял его на протяжении всего творческого пути.
Как большинство прерафаэлитов второй волны он работал под девизом «искусство ради искусства», а искусствоведы называют это движение «эстетизмом». Как большинство единомышленников, он выставлялся в галерее Дадли, галерее Гросвенора (с 1877 года) и Новой галерее (с 1888 года).
Критики, лояльные к прерафаэлитам, высказывали лестные отзывы. Например, Джордж Бернард Шоу в статье для журнала «Искусство» за апрель 1891 года написал: «Не существует такой вещи, как непроданная картина Страдвика». Описывая творчество художника, Шоу говорил, что сама неспособность Страдвика к классической живописи, которой учили в школах и академиях, сформировала его как художника. Сам Джон говорил прямо: «я не умел рисовать – никогда не умел», а Шоу добавлял, что благодаря этому мастер избавлен от пустой виртуозности, «казни ради казни», которая была столь распространена в академических кругах.
Англия всегда оглядывалась на Францию, которая достигла в «виртуозности» истинных высот, но во второй половине XIX века все мыслимые вершины были уже взяты. Мало кто мог обращаться с цветом виртуознее Делакруа; рисовать человеческую кожу тоньше, сложнее и продуктивнее, чем этот делал Бугро и его коллеги; разворачивать классические сюжеты академичнее Жака-Луи Давида; выводить линии нежнее Франсуа Жерара и вставлять дополнительные шейные позвонки манернее Энгра. Художники искали новые роли, они не хотели услаждать взор, они хотели играть со зрителем, как это делали мастера раннего возрождения или нервировать его, как некогда это делал Караваджо. Им нужны были новые формы выразительности и Страдвик выбрал бессюжетный, но очень деликатный ансамбль, его настроение сродни музыкальному, нет фразы, лишь общий ансамбль имеет смысл. Поэтому в его работах часто есть отсылки именно к музыке. Даже отдельные детали, вроде орнамента фриза или цветов, которые для итальянцев раннего возрождения расшифровывались в символы и аллегории, скорее всего, не имеют никакого значения и введены лишь для атмосферы. Его интересуют текстуры, напоминающие идеальную вышивку.
Стоит отметить, что Страдвик всегда восхищался и вдохновлялся художниками кватроченто, но никогда не был в Италии, а злые языки назвали его творчество пародией на мастеров раннего Возрождения.
Одной из самых известных работ Страдвика стала картина «Изабелла», выставленная им в галерее Гросвенор в 1886 году (это уменьшенная копия аналогичной работы, представленная художником в этой же галерее за семь лет до этого, с рядом изменений). Сюжет картины посвящён поэме Китса «Изабелла» («Горшок с базиликом») (впечатлительными и сторонникам домашнего огорода далее читать не советуем). Сюжет заимствован из «Декамерона» Боккаччо. В средневековой Флоренции встретились двое: Изабелла, девушка из богатой семьи и Лоренцо, скромный служащий ее братьев. Семья против, выгодный жених уже сосватан, препятствие в виде непреднамеренного ухажера устранено, тело закопано в лесу. Безутешная Изабелла, встретившись с призраком возлюбленного, откапывает Лоренцо, отделает голову и хранит ее в горшке с растущим базиликом, предаваясь страданиям и поливая растение слезами. Братья неугомонны и крадут горшок, что логично и гигиенично, но Изабелла не переживает повторной потери и умирает от разбитого сердца. История дикая, по современным меркам, но в период культа святых мощей и очень странных способов лечения с использованием этих самых мощей, очень вероятная.
Сюжет любили все прерафаэлиты. Широко известны «Изабелла» Милле (выставлялась впервые в 1849 году) и «Изабелла и горшок с базиликом» Холмена Ханта (представлена публике в 1868 году). Страдвик был знаком с этими работами, но история богата на эмоциональные моменты, и художник не повторяет ни одну из них. В его картине горшок уже украден, в окне видно, как братья убегают. Изабелла в процессе осознания новой потери. Ее сердце готовится разбиться от пустоты, о которой говорит нам одинокая бронзовая подставка, на которой еще недавно стояло сокровище. Девушке остались лишь увядающие листья, как отмирающая память, за которой она и последует. Картина была одной из немногих сюжетных работ художника и получила хорошие отзывы.
Но одними хвалебными отзывами лояльных критиков сыт не будешь. Свои коммерческим успехом Страдвик, как и ряд других прерафаэлитов второй волны, обязан меценатам: Уильяму Имри (1837-1906 гг.) и его партнерам по бизнесу Исмею (1837-1899гг.), Холту (1825 – 1896 гг.). Это были ливерпульские судовладельцы и торговцы. Имри и Холт были нелюдимыми затворниками, не любившими публичную жизнь или официальную благотворительность, поэтому несколько темное искусство Бёрн-Джонса было им близко. Они помогали своим протеже в, поистине, княжеском масштабе. Только благодаря их коллекциям, которые планомерно пополнялись и бережно хранились, мы имеем достаточно цельную картину развития второй волны прерафаэлитов.
Как и Рук, второй преданный ассистент Бёрн-Джонса, Страдвик прожил всю свою сознательную жизнь в Хаммерсмите или Бедфорд-парке, рядом со своим кумиром и старшим товарищем. Он рисовал до 1908 года, когда состоялась последняя выставка в Новой галерее, где были представлены его работы. Вероятнее всего, после этого художник оставил живопись в возрасте 60 лет, хотя скончался в 1937 году. Его последней работой была картина «Когда печаль приходит в летние дни», которая стала символом разочарования автора, она не была закончена и оставалась в семье художника до 1983 года.
- Еще больше интересных историй на нашем сайте art-publication.ru
- Красивые картинки со смыслом в нашем instagram
- Утро с новым художником в нашем telegram
Подписывайтесь, ставьте лайки, пишите комментарии, помогайте нам писать интересные статьи для Вас.