По воспоминаниям современников, граф Остерман везде возил с собой портрет княгини Терезы Яблоновской. Делал это он открыто, не скрывая своего обожания польской красавицы.
Княжна Тереза Михайловна Любомирская родилась в 1793 году, а в 1811 году вышла замуж за Максимилиана Антоновича Яблоновского.
В Варшаве салон Терезы Михайловны слыл одним из самых модных и если в чем могли упрекнуть княжну Тамару, так это "громкими романами с русскими".
Ее современница — фрейлина императрицы Марии Федоровны Варвара Ильинична Туркестанова, оставившая в своей переписке описание придворной жизни, упоминает Яблоновскую, как очаровательную и рассудительную даму, умеющую элегантную и изыскано одеваться.
Отличительной особенностью княгини Терезы это то, что она обожала длинные прозрачные вуали, элегантно дополняя ими свой наряд.
Такой она изображена и на гравюре 1838 года. К сожалению, изображение того легендарного портрета в полный рост мне не удалось найти.
Князь Петр Вяземский, находясь в то время на службе в Польше в качестве переводчика при императорском комиссаре, был частым гостем в ее салоне.
В его дневниках есть заметки о княгине Терезе Яблоновской.
Именно он упоминает, что княгиня
является предметом поклонения и обожания графа А. И. Остермана
Более того, граф не боясь злословия общества, восхищался красотой княгини Терезы, называя ее очаровательной и восхитительной особой. И это несмотря на то что граф был женат, а его жена слыла весьма ревнивой особой.
Остерман был одним из "рыцарей и трубадуров" еще Екатерининской эпохи. Он, как и князь Александр Борисович Куракин или Яков Иванович де Санглен славились рыцарскими чувствами к прекрасному полу и упоминаются в записной книжке Вяземского.
В начале девятнадцатого века кумиро-поклонение женщине еще не сменилось байроновской разочарованностью в жизни, а являлось отличительной чертой Петербургского общества.
Михаил Иванович Пыляев отметит потом, что это был золотой век для женщины и рыцарского духа.
Подписывайтесь на канал 13 стульев и делитесь публикацией в соцсетях!