Совсем недавно отгремело одно из самых ожидаемых событий года не только в кругах кинокритиков, но и среди обычных зрителей – «Оскар», который традиционно вызвал бурю негодований в СМИ и соцсетях. Церемония всегда была на одной ноге с актуальной социальной и политической повесткой, но и о банальном маркетинге не забывала, а потому решения жюри зачастую противоречат любым ожиданиям зрителей. Крайняя премьера не стала исключением.
Несмотря на то, что обладателями статуэток в этом году стали американка китайского происхождения Хлоя Чжао («Земля кочевников»), корейская актриса Юн Ё-джон («Минари»), африканец Дэниэл Калуя («Иуда и черный мессия»), американские медиа сочли прошедшую церемонию недостаточно “инклюзивной”, ведь темнокожие актёры не стали победителями в номинациях ни за лучшую мужскую, ни за лучшую женскую роли. Ситуацию усугубил тот факт, что статуэтку за лучшую мужскую роль получил уже лауреат премии Энтони Хопкинс. Многие посчитали это большой несправедливостью, так как в данной номинации конкуренцию ему составил скончавшийся в прошлом году Чедвик Боузман («Ма Рейни: Мать блюза»), преданные фанаты которого буквально требовали вручения посмертной награды актёру, сравнивая его с Хитом Леджером.
Предлагаем вспомнить ещё несколько случаев, когда несправедливые решения киноакадемиков вызывали негодование.
- «Танцующий с волками» оказался лучше «Славных парней».
Криминальная драма Мартина Скорсезе «Славные парни» - один из лучших фильмов в жанре. На «Оскаре» 1991 году конкуренцию ему составлял «Танцующий с волками» - дебютный фильм, ставший пробой пера актера Кевина Костнера в режиссёрском ремесле. Мнения о дебютном творении Костнера разнятся: одни без ума от его режиссуры, восхищаются натурализмом и достоверностью картины, другие же описывают ленту как “трёхчасовое наблюдение в траве за индейцами”. Как бы то ни было, картина было номинирована на главную кинопремию года, но серьёзным конкурентом работе Скорсезе её никто не считал. Поэтому настоящим шоком стал тот факт, что из шести номинаций «Славные парни» выиграли лишь одну – Джо Пеши посчастливилось стать лучшим актёром второго плана. Дебютант Кевин Костнер же лично получил награду за лучшую режиссуру, а его творение было признано лучшим фильмом года. Триумф Костнера в режиссёрском амплуа не продлился долго – после следующих двух провальных работ он завязал с режиссурой, что в очередной раз подвергло сомнению выбор киноакадемиков.
- «Форрест Гамп» обогнал лучший фильм в истории и Тарантино.
На «Оскаре» 1995 года разразилась настоящая битва: среди претендентов на звание лучшего фильма были такие весомые работы, как «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино, «Побег из Шоушенка» Фрэнка Дарабонта и «Форрест Гамп» Роберта Земекиса. Все эти фильмы на сегодняшний день являются общепризнанной классикой. «Побег из Шоушенка» и вовсе возглавляет списки лучших фильмов как на «КиноПоиске», так и на «IMDb», что говорит о явной симпатии со стороны зрителей, хоть и не такой ярой в те времена, а «Криминальное чтиво» и вовсе победило на Каннском кинофестивале, что выделяло эту работу в глазах критиков. Тем не менее, именно работе Земекиса достались 6 статуэток, включая награды за лучший фильм и режиссуру. Тарантино всё-таки урвал приз за лучший сценарий, а “лучшему фильму в истории” и вовсе не покорилась ни одна из семи номинаций. Хоть время и доказало ценность всех трёх лент, именно полный провал «Побега из Шоушенка» на премии полностью шокировал зрителей.
- Войну в Ираке предпочли войне на Пандоре.
В 2010 году на «Оскар» номинировалась военная драма «Повелитель бури» Кэтрин Бигелоу – бывшей жены ещё одного режиссёра, творение которого также было номинировано. Речь идёт о Джеймсе Кэмероне и его «Аватаре». Оба фильма боролись за звание лучшего фильма года, но зрительские симпатии, не говоря уже о кассовых сборах, возносили фильм Кэмерона гораздо выше любых конкурентов. Но киноакадемики были другого мнения: они, что не так уж и удивительно, признали фильмом года именно картину о войне в Ираке – животрепещущая тема картины и изображение главных её героев исключительно в положительном ключе (“однобоко”, как отзываются некоторые критики) вознесли «Повелителя бури» на пьедестал, оставив за бортом
по-настоящему прорывной в визуальном плане долгострой «Аватар», которому осталось довольствоваться победами лишь в технических номинациях.
А для Вас имеет значение мнение киноакадемиков?