Чего только не придумает изобретательный русский ум для выживания в наших суровых условиях! А уж с учётом постоянно лезущих к нам с войной "гостей" условия те становятся порой уж совсем суровыми.
Хотя, с другой стороны, и "гостям" тем приходится иметь дело с нашим "генералом Морозом" и его снежными войсками.
Как-то довелось мне брать, ко дню Победы, интервью у одного ветерана, который после мобилизации был зачислен в лыжный батальон.
Он мне много рассказал о методах подготовки в этих интересных воинских частях, которые использовались для рейдов по ближним вражеским тылам, пользуясь тем, что сплошной линии фронта тогда не было.
Так что бойцы лыжных батальонов были не простой пехотой, а где-то даже диверсантами, которые громили штабы и уничтожали склады противника. Если же по дороге попадалась транспортная колонна врага, то и она не должна была продолжить свой путь.
О кавалерийских рейдах я уже писал в статье "Кавалерия в Великой Отечественной войне".
Но в то время уже довольно давно существовали и применялись технические средства передвижения по снежной целине. В том числе и военного назначения и, соответственно, несущие на себе вооружение и даже бронирование.
Это были аэросани.
Идея снабдить сани толкающим винтом, приводимым в движение двигателем внутреннего сгорания, появилась в России ещё до революции.
В 1912 году на Русско-Балтийском заводе начался их серийный выпуск.
В тридцатых годах был налажен серийный выпуск советских аэросаней НКЛ-16 конструкции Андреева Н. М.
В начале Великой Отечественной войны они достаточно широко использовались на фронте для оперативной связи, доставки грузов и патрулирования.
Кроме того, они могли транспортировать на волокушах десантников с их вооружением, или буксировать на специальных тросах до 20 лыжников.
Но эти аэросани не имели собственного вооружения и бронирования.
Поэтому, в декабре 1941 года тот же Андреев Н. М. в сотрудничестве с Веселовским М. В. развернули производство следующей модели военных аэросаней на Московском глиссерном заводе.
Аэросани НКЛ-26 имели 10 мм бронекорпус и танковый пулемёт Дегтярёва на турели.
Так же делались попытки устанавливать на них направляющие для стрельбы реактивными снарядами.
Экипаж НКЛ-26 состоял из двух человек: механика-водителя и командира - он же был и пулемётчиком.
Двигатель, аналогичный устанавливаемому на самолёте По-2, с мощностью 110 лошадиных сил позволял аэросаням разогнаться до 70 километров в час по ровной поверхности.
Управление осуществлялось рулевым колесом, которое, через систему тросиков и блоков, одновременно поворачивало все четыре, снабжённые амортизаторами лыжи. Это повышало маневренность аэросаней.
Такой техникой комплектовались аэросанные батальоны, которые действовали как самостоятельно, так и во взаимодействии с лыжными батальонами.
Уже в январе 1942 года аэросани доставляли грузы в блокадный Ленинград и охраняли дорогу жизни на Ладожском озере.
Выпуск аэросаней продолжался до 1959 года, но, в основном, для использования в народном хозяйстве.