Пятое малое здание храма в честь Будды Майтреи, было построено на месте старого храма Ганджур в 1901 г. на средства 12 прихожан дацана. В июле 1899 г., собравшись на церемонию круговращения Майтреи, они решили «израсходовать из своих средств каждый по тысячи рублей и устроить при своем приходском дацане из меди статую Будды Майдари..., с помещением для этого кумира... ради умножения блага как нашего собственного, так и всего мира»*.
Наиболее подробное описание этого монастыря дал Алексей Михайлович Позднеев, посетивший этот монастырь в 1909 и 1915 гг. в рамках экспедиции по бурятским дацанам. Согласно его сведениям, население монастыря составляли: 5 штатных лам. 250-280 нештатных лам, 60 хувараков, изучающих цаннит. Приход монастыря насчитывал около 4 тысяч человек. Ко времени визита Позднеевым Гэгэтуйского монастыря в нем насчитывалось пять больших сумэ, последний из которых - храм центре монастырского комплекса по традиции располагался так называемый Цогчен-дуган, или главное культовое здание для общего сбора монахов. Он имел крестообразную форму и внутри был богато обставлен статуями Будды Шакьямуни, Цзонхавы, гения-хранителя монастыря сахьюсана Чжамсарана, изображениями чистой земли Сукхвати (Дэважин). Цогчен-дуган был окружен с четырех сторон храмами, о которых мы говорили выше. В храме, посвященном богине Таре, а по другим сведениям Шестнадцати Ставирам (Найдан), хранились маски для мистерии цама Дуйнхор.
Храм будды Майтреи, последний из построенных в этом монастыре зданий, был знаменит содержавшейся в ней огромной статуей будды Майтреи, сидящего на великолепно выполненном львином троне. Эта гигантская статуя составляла в высоту около 7 метров при пропорциональной ширине. Перед ней располагались еще две статуи по два с половиной метра каждая, изображавшие двух учеников Будды Грядущего. Позднеев обратил также внимание на уникальное изображение Шестнадцати Ставиров (Найдан). или первых членов буддийской общины Древней Индии, китайской работы. По его свидетельству, в этом дугане проводились пышные церемонии в период празднования «Белого месяца» и, конечно, в летний праздник «Майдарийн хурал».
Храм Сарвавид-Вайрочаны (Гунрик) вмещал в себя еще одну достопримечательность Гэгэтуйского дацана - Престол Калачакры (Дуйнхор ширэ). Это огромное сооружение использовались при совершении важного буддийского обряда, имевшего место в период Белого месяца - хурала Калачакры.
Четвертый малый дуган Гэгэтуйского дацана был посвящен будде Амитаюсу (Аюши). В этом храме хранился тибетский Данчжур ургинского издания, располагавшийся в центре здания на особых столах. В этом храме проводился обряд почитания Будды Медицины Бхайшаджьягуру (Манла). Эти пять зданий составляли центральный архитектурный комплекс Гэгэтуйского монастыря. Однако за монастырской оградой, по наблюдению Позднеева, продолжалось активное строительство: возводилось еще два дугана, а также капитальный ремонт здания Ганджур-сумэ, который помимо того, что содержал все тома Ганчжура, являлся цаннидской школой монастыря.
При Гэгэтуйском дацане имелась и своя типография, в которой хранились вырезанные деревянные доски (бары, клише) для печатания сочинений на тибетском языке:
1) Тарба-чэнбо; 2) Рапсалы; 3) Докшит; 4) Найдан; 5) Майдари; 6) Докшигун чога; 7) Макагала; 8) Гунрик; 9) Дэмчок; 10) Аюши, а на монгольском языке одно лишь сочинение; 11) Сукхавадийн иругэл».
* СпБ ФИВ РАН, ф. 44. on. 1, ед. хр. 133, л. 36