Найти в Дзене
Весёлый танцор

Построение сложного героя на примере Вэнь Кэсина и Чжоу Цзышу из Далеких Странников

Оглавление

При написании статей и обзоров на дорамы, да и на любые художественные произведения, мы часто используем эпитеты "простой" и "сложный", "типичный" и "необычный", "плоский" и "многогранный", говоря о персонажах. Что вообще значат все эти слова?

стилл к дораме
стилл к дораме

Сложный персонаж - это какой? Что есть у него, чего нет других?

Предыстория

Сложный персонаж приходит откуда-то и идет куда-то. У него есть прошлое, которое каким-то образом влияет на его характер и планы на будущее, которые каким-то образом влияют на его действия. В теории, четко определенной цели может и не быть, в таком случае "целью" может стать её поиск.

Изначально прошлое Вэнь Кэсина нам неизвестно. Даже он сам помнит не все. Однако у зрителя не возникает сомнений, что за этим героем что-то стоит, причем что-то непростое и необычное, потому что он у него слишком яркий характер для кого-то без скелетов в шкафу.

кадр из дорамы
кадр из дорамы

А Цзышу как раз относится к тем, кто изначально никаких целей не преследует - он хочет только, чтобы его оставили в покое. Он следует даосским принципам невмешательства, считает, что в его жизни уже не будет цели, кроме как дожить её спокойно, пока цель, в лице ученика и соулмейта, не находит его сама.

Социальные роли и изменчивость

Такой герой не будет вести себя одинаково с незнакомцами и близкими, своими и чужими. Несмотря на то, что равное отношение ко всем (без подозрений и предубеждений) в некотором роде идеал, это значительно упрощает взаимодействие между персонажами вообще - таким отношениям будет некуда развиваться.

стилл к дораме
стилл к дораме

Поскольку и Кэсин, и Цзышу за все повествование примеряют на себя много ролей, по ним это отлично видно. Особенно, на короткой дистанции, когда в течение нескольких дней одному приходится быть и Хозяином Долины перед низшими призраками, и обманувшим друга побежденным воином, и добрым учителем, а второму - мудрым мастером, веселым товарищем, непроницаемым опальным лордом.

То же происходит с течением времени, когда герои узнают друг друга получше. А-сю раскрывается как довольно веселый, добрый друг, например, после битвы с Е Байи, а насмешливый Вэнь Кэсин показывает, что ничто человеческое ему не чуждо, когда отсылает Гу Сян с Вэйнином.

Неидеальность

кадр из дорамы
кадр из дорамы

Выше мы уже говорили, что определенные черты, которые автор здесь расписывает как черты неприсущие сложным героям (равное отношение ко всем), наоборот могут выглядеть как положительные качества (и почему бы героям их не иметь). Конечно, у всех есть и положительные, и отрицательные качества (об этом чуть подробнее позже), однако важно сохранять баланс. Слишком хороший герой - это неинтересно, нереалистично и неправдоподобно.

В этом плане оба наших героя совсем не тянут на Айвенго. Цзышу с самого начала показывается безжалостным главарем убийц, который под покровом ночи травит благородных дам и перерезает глотки безоружным. А Кэсин ждет и жаждет битвы на Великом Собрании Героев, хотя сражаться им по сути не из-за чего. И именно эти нелицеприятные вводные дают пространство для движения сюжета.

кадр из дорамы
кадр из дорамы

Не характеристика, а вероятность

Хоть мы упомянули, что в героях должно быть и хорошее, и плохое, но это не фиксированные качества, а, скорее, вероятность того или иного действия конкретного человек. "Добрый" тоже может совершать плохие поступки, "лживый" тоже может говорить правду.

Характеризуя Чжоу Цзышу вполне можно использовать такие эпитеты как "умный" и "храбрый". Однако служба в течение 10-ти лет такому бесчестному человеку, как король Цзинь не кажется слишком уж умным решением, а уход из Тянчуана, оставивляя при этом все, что было там (включая преданных соратников типа Хан Иня) - храбрым.

кадр из дорамы
кадр из дорамы

То же касается Вэнь Кэсина, который обычно равнодушен ко всему и даже может наслажаться людскими страданиями, но когда речь заходит о Цзышу, Чэнлине или Гу Сян действительно будет заботиться и переживать (см. сцену, когда он чинит рамку на картине, нарисованной учителем А-сю, потому что для него это очень важно).

А оно вообще нужно?

Совершенно необязательно. Персонаж может быть прост как три копейки и прекрасно выполнять свою функцию в сюжете, как, например, это делают дочь главы Гао или убийцы Скорпиона. Самое главное, чтобы все вместе смотрелось органично и последовательно.

кадр из дорамы
кадр из дорамы

Если нагрузить каждого предысторией на много лет в прошлое и сложными моральными дилеммами, то никаких серий на раскрытие всего этого не хватит. Поэтому такие штуки хороши в ограниченных количествах и не для всех.