Найти тему
Aella

Замуж за равного и женитьба на госпоже: введение в структурную вампирологию

Пост по мотивам одноименной почти книги, поэтому без фоток. Вернее, можно было бы найти фотографию в сети, но оригинальная "Введение в структурную вампирологию", которая есть у меня - это просто файл без картинок. Так что давайте будем честными)

На самом деле, вампирологии, конечно, не существует. Можно изучать мифы о вампиров, но не самих вампиров. Собственно, в книге с этого и начинают - мифы разных стран, посвященные вампирам. Они очень-очень-очень далеки от уже привычных нам гламурных образов. В большинстве случаев вампиры реально страшные внешне точно.

Сейчас бледность и красные губы показывают, как нечто красивое, но одно дело - бледность и красные губы на юной явно живой девушке или симпатичном парне, и совсем другое - когда парень уже явно... эээ, не живой. Почему парень? Потому что образов вампирш в мифах довольно мало и нет, мужчины их жертвами становятся еще реже. Даже в тех случаях, когда вампирши внезапно красивые.

Кто же их жертвы? Практически всегда это другие женщины и дети.

Это момент, который я считаю действительно интересным. Причем он остался и в наши дни. Мужчины не так часто становятся жертвами, именно жертвами вампирш. Чаще это или равный противник (привет, Дракула и королева вампиров), или возлюбленный (привет, Лестат и Акаша). Даже если говорить о невестах Дракулы, один из самых часто встречающихся образов именно вампирш, им достаются или дети, или вообще все подряд. Кстати, может, написать отдельный пост о невестах? Немного совсем немного о них есть в посте про киношно-музыкального Дракулу, но все же.

Итак, идем дальше, от мифов переходим к культуре. Лорд Ратвен, Кармилла, тот самый роман Стокера, да. Согласно мнению авторов "Введения в структурную вампирологию", образ вампира заменил образ суккуба/инкуба, поскольку вера в демонов и ад в какой-то момент начала слабеть. Но можно предположить, что были и другие отличия.

Большинство известных первых вампиров в искусстве - лица изначально аристократического происхождения, иногда, к тому же, обладающие богатством и влиянием. Как и суккубы с инкубами, они привлекательны, но добавляется и еще один важный компонент - социальная адаптация. Причем это не микросоциум, скажем, колдовского шабаша, а вполне себе большой человеческий социум. Совершенно "теневая" сфера соблазна и обольщения постепенно перестает быть такой уж теневой.

Если мужчина видит суккуба (а женщина инкуба) только по ночам в собственной спальне, то вампира можно увидеть на балу, на приеме, в компании людей и иногда даже днем. Да, та же Кармилла не боялась солнца - вернее, оно ослабляло её, но не убивало.

Стоит заметить, что эта самая вампирская тема соблазна и обольщения изначально направлена преимущественно на женщин. Есть много образов женщин-жертв вампиров, но из мужчин легко вспоминается разве что Джонатан Харкер, и то - его история очень специфична.

Что со временем изменилось в интерпретации образа вампира? Общую тенденцию обозначим так: вампиры подобрели. Стали более человечными. В частности, вампиры-мужчины, чьи образы предназначены для женской аудитории. Часто используется противопоставление "добрый и злой вампир", где девушка выбирает доброго. Это уже не бывший инкуб, это без пяти минут просто парень с некоторыми особенностями питания. С ним можно сходить на выпускной бал, за него можно выйти замуж.

Можно ли сказать, что тут происходит окончательный "выход из тени" фигуры любовника, когда девушка хочет видеть в одном и том же парне и верного мужа, и пылкого возлюбленного? Да. Изменившийся образ вампира явно отражает изменившиеся женские ожидания.

А что же насчет образа вампирши?

Безусловно, появился больший акцент на силу и способности. Та же Кармилла описана как томная, немного медлительная, внешне обычная безобидная девушка, а вот про современных вампирш это уже никак нельзя сказать - они явные хищницы. Это не паук, который медленно ткет паутину, это тигрица.

Привлекательная тигрица, но привлекательность образа прямолинейна и довольно однообразна. И нет - это не жена. Если женщины уже готовы видеть в вампире мужа, то мужчины в вампирше жену - все еще нет.

Правда, есть одно исключение. Мужчины, которые видят в вампирше госпожу. И мне невольно вспоминаются Данишевские из Гоголя. Лиза - вполне себе современная Кармилла по типажу хотя и не вампирша, а другого рода сверхъестественное существо и её муж - скорее, слуга, чем равный. Он любит её, делает для неё все. Реально все. Вплоть до того, что соглашается убедить ничего ему не сделавшую девушку на ритуал с роковым исходом, лишь бы сохранить жизнь собственному сопернику. Так что реальная расстановка сил в этой паре очевидна - он любит её, она его нет.

Похожая ситуация складывается и в фильме "Голод" 1983 года там уже настоящая вампирша, и в нескольких других. Так что для вампирши чаще всего есть два варианта:

  • или она любит мужчину, он, может быть, любит её, но не видит в ней жены/постоянной спутницы;
  • или она не любит мужчину, он любит её и они в браке/вместе долгое время на тех условиях, что он её служит.

С долгими серьезными отношениями на равных у вампирш тяжело. В этом смысле интересна серия фильмов "Другой мир", где несколько раз фигурирует пара "вампирша-оборотень", но об этом как-нибудь потом.

Что по книге? Лично мне интересней всего были мифы, легенды и лорд Ратвен раньше не знала. О более современной культуре, двадцатого века хотя бы, там рассказано в основном в стиле "вот название, вот дата, вот пара слов про сюжет, пошли дальше". Поэтому пришлось много писать от себя, хе.

Ваша Аэлла, которая планирует и дальше строчить на тему вампиров)

#вампиры #женщины-вампирши #эволюция образа #развитие образа #изменение психологии #психология мужского образа #психология женского образа #история #отношения между полами #вампирши