Виктор Петрович Астафьев - выдающийся русский писатель, прижизненный классик, бесспорный лидер сформировавшегося в 1950—1980-х годах направления, получившего название "деревенская проза".
Виктор Петрович родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края. Когда будущему писателю было пять лет, его отца, Петра Павловича Астафьева, арестовали за вредительство. Так мальчик стал сыном врага народа.
В 1931 году в жизни Виктора произошла еще одна страшная трагедия: его мама, Лидия Ильинична, отправилась навестить отца и утонула. Лодка, в которой плыла женщина, наткнулась на сплавной бон и перевернулась. Доплыть до берега у Лидии Ильиничны шансов не было.
Через некоторое время из тюрьмы вышел отец Виктора. После освобождения он женился и переехал с новой семьей в город Игарка. Виктора отец забрал с собой, но супруга Петра Павловича своенравного мальчика не приняла. Когда старший Астафьев заболел и попал в больницу, Виктор сбежал из дома и скитался по улицам. Около полугода он беспризорничал, пока не попал в детский дом.
После детского дома начался трудовой путь Астафьева. Виктор пару лет трудился сцепщиком вагонов на железнодорожной станции "Енисей", затем был повышен до дежурного по станции.
В 1942 году Виктор Петрович подает заявление для отправки на фронт в добровольном порядке. Как железнодорожнику Астафьеву была положена бронь, но он отказался ей воспользоваться.
Прошел всю войну, был тяжело ранен. Награжден орденом Красной Звезды за проявленную отвагу.
После войны возвращается на Урал, работает слесарем, кладовщиком, учителем, получая неоценимый жизненный опыт.
В 1951 году в газете "Чусовской рабочий" был опубликован рассказ "Гражданский человек", под которым стояла скромная подпись: "В. Астафьев". Эта публикация стала первой для будущего классика.
Астафьев понимает, что писать - это его. Он активно работает на этом поприще, и уже в 1953 году издает в г. Молотове (так раньше называлась Пермь) свою первую книгу - "До будущей весны".
В 1958 году Астафьев публикует повесть "Перевал" и несколько рассказов: эти произведения становятся для Виктора Петровича пропускным билетом в Союз писателей СССР.
Большое внимание со стороны критики привлекают повести "Стародуб", "Звездопад", и, особенно - "Последний поклон". Становится понятно, что в советской литературе появился большой писатель с уникальным языком, живым чувством слова, свежестью восприятия.
70-е-80-е годы становятся временем расцвета таланта Виктора Астафьева: повести "Царь-рыба", "Печальный детектив", "Фотография, на которой меня нет» входят в сокровищницу не только отечественной, но и мировой литературы.
На первый взгляд, биография Виктора Петровича выглядит едва ли не безупречной, но, конечно же, и в его жизни, как и в жизни любого гения, хватало не совсем приличных фактов, которые не принято афишировать.
Факт первый. Любил выпивку и женщин
В 1945 году Астафьев женится на Марии Семеновне Корякиной. Мария Семеновна безмерно любила мужа, обожала его творчество. Фактически она стала для Виктора Петровича личным редактором и секретарем-машинисткой.
Мария Семеновна и сама обладала литературным дарованием - с 1966 года она начала активно печататься в авторитетных журналах, сумела выйти из тени мужа, получить собственное место в советской литературе.
Несмотря на самоотверженную любовь супруги, Виктор Петрович неоднократно ей изменял. Он любил выпивку, красивых девушек, что, безусловно, доставляло Марии Семеновне страдания.
Вне брака у Виктора Петровича родилось две дочери. Дочь Анастасию родила в 1975 году молодая писательница и журналистка Зоя, которую из Ленинграда распределили после вуза в Вологду. Здесь она познакомилась с 50-летним знаменитым писателем.
В 1979-ом году 54-летний Астафьев приехал в родную Овсянку, посмотреть, что стало с домиком его бабушки. Домика уже не было, на его месте был построен новый дом. И в нем-то и жила симпатичная крестьянская девушка Клавдия 24 лет. Чтобы быть поближе к Клавдии, Астафьев купил в Овсянке дом. Девушка родила писателю дочь Виту.
Клавдию Астафьев любил по-настоящему и сильно мучился, не имея сил признаться жене в измене. В итоге Клава сама бросила Виктора Петровича.
Что интересно, своих внебрачных дочерей Астафьев видел всего пару раз в жизни, - он помогал девочкам материально, но к общению совершенно не стремился.
Факт второй. Скандал с грузинскими пескарями
В 1984 году Астафьев написал рассказ "Ловля пескарей в Грузии". В 1986 году "Ловля" была опубликована в журнале "Наш современник".
Публикация привела к грандиозному скандалу.
На съезде Союза писателей СССР в 1986 году делегация Грузии заявила, что рассказ "Ловля пескарей в Грузии" очерняет облик грузин. Астафьеву была устроена форменная обструкция.
В своем рассказе Астафьев, побывавший в Грузии в середине восьмидесятых, обозначил несоответствие цветущей Грузии и нищей России. Особый упор писатель сделал на "торгашеских" замашках грузин, и на их презрительном отношении к "Ваньке".
Грузинов поддержали многие маститые писатели, в том числе, Сергей Михалков. В пользу Астафьева высказались писатели-деревенщики, например, Валентин Распутин.
После скандала Астафьеву в Красноярск начал названивать "доброжелател из Грузии". Вот как об этом эпизоде своей жизни вспоминал сам Виктор Петрович:
Факт третий. Обзывал сына "оккупантом"
После развала СССР Виктор Астафьев, как и многие другие писатели, оказался в полной растерянности. В итоге он выбрал путь очернения советской действительности и радикального либерализма в духе Валерии Новодворской.
Впрочем, подобные представления были свойственны Виктору Петровичу и ранее. В своих суждениях он был жесток и не жалел никого, даже собственного сына.
Андрей Астафьев в возрасте 18 лет служил в ГДР, и в 1968 году был отправлен выполнять "интернациональный долг" в Чехословакию. Когда он вернулся после подавления Пражской весны, Андрей обнаружил, что многие воспринимают его как чуть ли не преступника.
Когда я поступил в университет, мне это вышло боком: пинали все кто ни попадя, мол, руки у тебя в крови по локоть, тебе тут не место и пр. Говорить о том, что стрелял только в воздух, было бессмысленно.
Более того, среди тех, кто "пинал" Андрея, находился и его собственный отец:
Отец мне до конца жизни потом это вспоминал, называл меня оккупантом. Я пытался объяснить, что мне было 18 лет, что я приказ исполнял – всё без толку.
Факт четвертый. "Прокляты и убиты"
Пожалуй, самое знаменитое и самое скандальное произведение Астафьева. Грандиозная эпопея о войне была задумана Виктором Петровичем еще в 80-е годы, но к реализации идеи он приступил уже в лихие 90-е: возможно, это и отразилось на общей тональности романа.
"Прокляты и убиты" - это строго антисоветское произведение, за которое Астафьева обвиняли и обвиняют в очернении самого святого для русского человека - памяти о Великой Отечественной войне.
Патронов только на врага-фашиста не хватает, на извод же своих соотечественников у Страны Советов всегда патронов доставало, не хватит - у детей последнюю крошку отымут, на хлеб выменяют пули и патроны.
Общая идея романа такова: Бог наказывает советских людей за из безбожие.
Кто сеет на земле смуту, войны и братоубийство, будут Богом прокляты и убиты.
И кто же сеет смуту, войны и братоубийство? Советы, конечно.
"Прокляты и убиты" - это мощный, эмоциональный роман, который никого не оставит равнодушным. Война в книге Астафьева описана так, как мало кто до него ее описывал: как отвратительное, сумасшедшее, богопротивное действо, которому не место на Земле.
В "Прокляты и убиты" нет положительных героев. Советские солдаты ведут скотский образ жизни, матерятся, занимаются "антиресным" с полевыми женами, мечтают, как попадут в Германию и там "покуролесят". Заградотряды, чекисты, политруки-"людоеды" - все это также обильно присутствует на страницах романа в самом неприглядном виде. Принять такую войну, такой образ Красной Армии, далеко не каждый способен.
Как и идею Астафьева о том, что война была наказанием Божиим для русских людей за большевистскую революцию и атеизм. Астафьев отмечает, что:
страна наша впервые за свою тысячелетнюю историю вела войну, уже не будучи христианским государством, а государством оголтело христоненавистническим.
После публикации "Прокляты и убиты", Астафьева стали обвинять в конъюнктуре, в желании подстроиться под господствующую тогда либеральную повестку и даже в попытке сочинить роман "под Нобелевскую премию".
Факт пятый. Резкая смена позиций
Главный редактор журнала "Наш современник" Станислав Куняев вспоминал, каким шоком для него стал неожиданный переход Виктора Астафьева в начале 90-х годов под знамя "Знамени" (главного либерального литературно-художественного журнала страны).
Виктор Петрович, ранее будучи, по сути дела, воинственный русофилом, вдруг занял позицию прямо противоположную.
Демократическая печать подняла Астафьева на щит, его хвалили, ему давали премии (в том числе, премию Солженицына). "Прокляты и убиты" были объявлены лучшей книгой Виктора Петровича и единственно правдивой книгой о войне.
Вот такие факты о жизни и творчестве великого русского писателя Виктора Петровича Астафьева. Его творческое наследие обширное, разное, и каждый может найти в нем произведение по себе.
Всем добра!
Еще больше статей про гениев и их темные стороны, про живопись, про художников, писателей, актеров, путешественников, про экранизации книг отечественных и зарубежных авторов, про иллюстрации к знаменитым книгам, про кино, литературу, философию, историю, интересных людей и невероятные события - на моем канале! Подписывайтесь!
Мои книги
Мой Инстаграм
Мой Фейсбук
Я на Автор.Тудей
Почитать другие статьи можно ЗДЕСЬ.