Первой группе студентов преподаватель показал портрет нахмурившегося пожилого человека и сказал: это портрет серийного убийцы, – опишите, пожалуйста, какие качества отражаются на его лице. Студенты первой группы несколько минут изучали фотографию, затем стали описывать свои впечатления: этот человек – малообразованный, скрытный, жестокий, грубый, одинокий, хитрый, коварный, безжалостный и т.д.
Второй группе студентов тот же преподаватель показал тот же самый портрет и сказал: это портрет заслуженного учёного, чьи изобретения принесли много пользы обществу, – опишите, пожалуйста, какие качества отражаются на его лице. Студенты второй группы несколько минут изучали фотографию, затем стали описывать свои впечатления: этот человек – очень умный, проницательный, добрый, мудрый, опытный, отзывчивый, благородный, внимательный и т.д.
Так принятый на веру исходный посыл определяет направление всех дальнейших рассуждений, при этом сам исходный посыл уже не подвергается ни сомнению, ни исследованию.
История рассказана на основе документального фильма времён СССР «Я и другие»: https://www.youtube.com/watch?v=TlbAe7Xoz9Q