Начну разбор с пары простых, на первый взгляд, стихотворений - «Гнев и смирение». Мы часто подавляем отрицательные эмоции в благих, как нам кажется, целях, иногда даже - богоугодных, но вот что может из этого получиться.
Гнев-свирепый дракон,
Он посланец гордыни.
Я смиряюсь отныне,
Чтобы сдался мне он.
© Александр Усольцев 3, 2021г Источник
Действительно, гнев может быть тем чувством, которое зарождает в нас уязвленная невротическая гордость (про невротическую гордость и её отличие от нормального чувства гордости, как достоинства человека, уважающего свои достижения, хорошо написано в трудах Карен Хорни «Невроз и личностный рост», «Невротическая личность нашего времени» - рекомендую). Но далеко не всегда гнев является порождением невроза. Гнев также является нормальной реакцией на нарушение границ личностии.
Таким образом, в вышеприведенном стихотворении автор хотя и правильно отмечает природу гнева, но подходит к ней избирательно, как к частному случаю зарождения эмоций, демонизирует гнев и предлагает интересный способ его приручения. Насколько этот способ работает в жизни - давайте посмотрим.
Смирение в общепринятом смысле есть отсутствие гордости, готовность подчиняться чужой воле (см. Толковый словарь Ожегова). Одним словом, смирение - есть подавление гнева.
Какова бы ни была природа гнева, он, как и любая другая эмоция, приводит к определенным физическим изменениям в организме, подготавливает нас к действию. Если действия не совершается, такая тренировка характера может дорого обойтись здоровью смиренного субъекта.
Еще одно стихотворение очень точно продолжает развивать затронутую тему эмоций.
***
Гнев и смирение - к чему они приводят?
Гнев защищает, пишет гимн свободе,
Но коли необуздан гнев и дик,
Он смерть приносит - вред его велик!
В смирении скрыт философский камень,
Он слышит мир, он говорит глазами!
Но если гнев смиреньем подавить,
Придется с язвой и артритом жить.
©️Надежда Свет-Ляксевна, 2021г. источник.
О чем пишет автор?
Тема гнева не так однозначна во втором стихотворении, как в первом. Гнев имеет здесь две ипостаси: разрушительную и защитно-созидающую.
Смирение - есть добродетель, об этом сообщает нам сам корень слова - «мир» и приставка - «с». В интерпретации автора, под смирением понимается прежде всего осознанность, возможность лицезреть и постигать суть вещей, раскрыть её, передать без слов свои знания другим людям(«говорит глазами»).
Смирение - это не подавление гнева, это направление энергии, внутренних сил организма на изучение мира, окружающего нас, принятие этого мира таким, каков он есть.
Если же мы используем смирение в общепринятом значении, как стоп-сигнал гневу, последствия наступают не самые приятные. Человек молчит, когда его толкают, терпит оскорбления и упреки? - Нет, тем самым он не смиряется, не постигает мир, и не совершает никакого богоугодного дела, а просто ведёт себя как предатель по отношению к собственному телу и душе.
Бронхиальная астма, язвенный колит, эссенциальная гипертензия, нейродермит, ревматоидный артрит, язвенная болезнь желудка и язва двенадцатиперстной кишки - так называемая «святая семёрка» классических психосоматических заболеваний (см. последнюю строку второго стихотворения). В настоящее время считается, что психосоматическую природу могут иметь практически все болезни. Зачастую, к психосоматике приводит подавление эмоций и повышенная тревожность.
Что же делать с необузданным гневом? Ведь, если верить все тому же стихотворению, агрессия может довести до убийства. На самом деле, это тема для отдельной статьи. Но я дам все-таки один очень конкретный пример из основ ненасильственного общения. Если нас выводят из себя действия или слова какого-либо человека, в разговоре с этим человеком мы:
1)повторяем дословно все, что сказал (описываем, что сделал) этот человек;
2)открыто называем свои чувства или эмоции по поводу сказанного;
3) просим человека больше так не делать, предлагаем ему другой вариант действий.
И вот, вуаля, мы выразили свое возмущение, озвучили свои пожелания, то есть превратили энергию гнева в энергию действия, но в то же время не оскорбили собеседника, не манипулировали, и не перешли в ответное нападение.
Звучит очень просто, а как на самом деле? - Попробуйте.