Найти тему
Сарир-Аваристан

Великий Аварский правитель Суракат

Суракат – «правитель земель от Шемахи до Черкесии». Согласно дагестанским историческим сочинениям самым могущественным аварским нуцалом был Суракъат сын СиртIана, живший около тысячи лет назад и являвшийся предпоследним правителем доисламской Аварии. Основной источник сведений о Суракате – «Тарих Дагестан», наиболее распространенное в Дагестане историческое сочинение, состоящее из нескольких частей, наиболее поздняя из которых, вероятно, относится к ХVIII в.Наиболее древней частью текста исследователи считают его начало – рассказ о доисламской Аварии, доходах ее правителей, получаемых ими податях(харадж). Согласно «Тарих Дагестан» Суракат являлся правителем в городе«Танус», расположенном в «области Авар», «а он сильнейший из городов Дагестана своей мощью…» Этот правитель получал доходы с царств, владений,подвластных земель, и ему принадлежали харадж, джизья и ушр с жителей всего Дагестана… различного рода имуществом, наличными деньгами, зерном,баранами, крупным рогатым скотом, тканями, овощами и так далее, даже яйцами». Согласно А.Р. Шихсаидову, этот отрывок посвящен власти и могуществу Аварии, ведь именно во второй половине IX – первой половине Х в.государство Сарир (Авария) значительно усилилось.Интересно, что территория, подвластная Суракату, согласно «Тарих Дагестан», примерно соответствовала Сариру IX в., известному нам по описаниям этого государства мусульманскими авторами классической эпохи. В ту эпоху, согласно «Тарих Дагестан» в казну Сарира поступали налоги «от всех обитателей Дагестана, начиная от Черкессии (видимо, Малой Кабарды, располагавшейся около современного Моздока) и до города Шемахи», который располагается в Ширване, в пределах современного Азербайджана.По мнению А.В. Гадло в связи с крушением Хазарии «расширили свои территории в направлении степи Аланское и Сарирское политические образования». В то же время распад Хазарии дал простор для орд кочевников, опустошавших степь, постоянное население которой «уходит в предгорье под защиту Алании и Сарира». Если же говорить о распространении власти Сарира на часть территории Южного Кавказа, то стоит отметить, что эту информацию сообщают и другие достоверные источники. Арабский историк Якуби, понимавший под «Арминией» не только саму Армению, но также Албанию и Грузию, пишет, что Албания была крупнейшим государством в Армении, а большая ее часть принадлежала Сариру. Как пишет средневековый автор Ибн ал-Факих ал-Хамадани (ок. 903 г.) со слов Ахмеда ибн-Вадиха Исфаханского, долгое время работавшего секретарем при правителях арабской провинции Арминия, последняя область «заключает в себя 18000 сел; Арран первое царство в Армении, и в нем 4000 сел; а большая часть их села Сахиб-ас-Серира»45, т. е. правителя государства Сарир. Далее из книги Масуди (умер в 966 г.) «Луга золота и рудники драгоценных камней» следует:«Недалеко от царства Санария находятся шекины, племя христианского вероисповедания, среди которых живет большое количество мусульман,занимающихся торговлей и разными ремеслами. Царь шекинов во время составления этой нашей книги Адернерсэ-ибн-Хамам, как его называют». Не исключено, что область «шекинов» (шекинцев) и часть Аррана, принадлежащая Сариру, есть одно и то же.

-2

Арабский географ и историк Истахри (около 930 г. н. э.), описывая страны и народы, расположенные к западу от Ширвана, пишет: «далее следует земля Шавки, потом Абрия, затем Сария и, наконец, Тифлис». Таким образом, между Шеки и Тифлисом Истахри размещает две «земли» – «Сарию», которую можно отождествить с Цанарией – горной областью к северо-востоку от Тбилиси и «Абрию», которая, возможно, есть часть Сарира (Абрия – Авария?). В грузинских источниках Цанария конца I тыс. н. э. есть Кахети, а Абрия или Сарир – Эрети. По крайней мере, появление в грузинских источниках Эрети как независимого государства совпадает по времени с усилением Сарира. Н. Адонц, сопоставляя сведения арабских и албанских историков о правящей династии Албании и Сарира, делает вывод об идентичности северной части Албании и Сарира: «По преданию, персидский золотой трон после падения Сасанидов достался в руки одного из потомков Бахрама-Чубина: он увез его с собой и властвовал в стране, которую арабы называют ал-Серир по имени трона. По словам армянского Моисея Каланкатутского потомки Бахрама Чубина основались в Арране и от них происходил Джеваншир, в виду этого возможно отождествление страны Серир с Арраном или вернее с северной частью ее».Также стоит учесть, что в представлении грузинского историка ХI в. Леонти Мровели в Восточном Кавказе существовала крупная этнополитическая общность «Лекети», которая тянулась от «моря Дарубандского на востоке до реки Ломеки», т.е. Терека на западе. Под Лекети, по мнению исследователей, «скрывается конкретное наименование Сарир».Таким образом, Сарир (Авария) в эпоху своего могущества около тысячи лет назад включала в свой состав земли от Каспия и до реки Терек в районе современных городов Моздок и Владикавказ, а также от Калмыкии до Шемахи,включая в свой состав Цор – Алазанскую долину и Шеки, расположенные на территории современного Азербайджана и частично Грузии. Хронологические рамки. Суракат – имя арабское. Принадлежность его правителю домусульманской Аварии свидетельствует о существовании связей между аваро-христианской и арабо-мусульманской верхушкой дагестанского общества. Вопрос о датах жизни Сураката до конца до сих пор не решен. Есть различные мнения, которые главным образом основаны на данных местных арабоязычных источников. Большинство авторов говорит о том, что Суракат жил, скорее всего, в конце XI – начале XII вв. Важным источником этого периода является «История Баба и Ширвана»,в тексте которого при описании событий 416/1025 г. в качестве христанского нуцала Сарира упоминается Бухтйишо II, который тогда выдал дочь Сарийу за дербентского амира Мухаммада ибн Хашима. За сто лет до него упоминается и Бухтйишо I, который в 292/905 г. захватил в плен дербентского амира.Преемником Бухтйишо II, вероятно был некий К-рух или Ф-рудж (в арабской записи не указана первая согласная и не удается с уверенностью прочитать последнюю букву), сын которого Току (ТIокъу) упоминается в 457/1065 г. как тесть дербентского раиса Муфарриджа ибн Музаффара54. Таким образом, исключается вероятность, что Суракат мог править в ХI веке.В этой связи для нас ориентирами являются несколько источников, приводящих конкретные даты, от которых можно исходить. Согласно «Тарих Дагистан» в 718 году хиджры (1318-19 гг.) сын аварского нуцала – Сиртан вместе с войсками кайтагцев и союзников участвовал в разгроме Кумуха. На надмогильной плите Сурхая, сына Гебека (убит в 1834 г.) написано, что этот Сиртан был сыном Амир-Султана, сына Байара, сына Сураката, сына Сиртана.Эта эпитафия, однако, источник не совсем достоверный, но в этой части,кажется, последовательность соблюдена правильно. Дело в том, что эпитафия, судя по всему, была составлена на основе различных документов и письменных источников. Соответственно, как приводятся несколько имен близких родственников (отца, сына и далее внука), источником этой информации является какой-либо источник, в котором они упоминались и в этой части эпитафия достоверна. Однако количество документов, имевшихся в наличии у составителя генеалогии, было ограничено и между различными документами –источниками были слишком длинные временные промежутки, которые заполнить не удавалось. Тогда автор просто «склеивал» несколько достоверных цепочек в одну длинную нить имен предков Сурхая, которая в целом естественно становилась недостоверной, но содержала в себе несколько правильных отрывков. От нуцала Амирхамзы и далее – Ума-нуцал, Булач-нуцал, Мухамадмирза-нуцал следует ошибочно, видимо, приведенное имя Дугри-нуцала, а потом еще одна, видимо, достоверная цепочка имен (Сиртан,Амирсултан, Байсар, Суракат, Сиртан). Согласно «Тарих Дагистан» также известно, что у Сураката был сын по имени Байсар, а у него – Амирсултан. Он был, согласно этому сочинению, сыном Байсара и внуком Сураката.Учитывая вышеизложенные сведения из местных арабоязычных источников, мне кажется, что Суракат родился приблизительно в 1190-х и умер в 1250-х годах, за несколько лет до первого похода газиев на Хунзах и его захвата. А.Р. Шихсаидов и А.Е. Криштопа на основании сообщения исторического сочинения «Сказание об Аргвани», полагают, что первый поход имело место в 654 г. хиджры, т.е. в 1256 г. Затем следовали 30 лет правления в Хунзахе амиров газийских отрядов и шейха Абу-Муслима, после чего, приблизительно в 1285 г. внук Сураки – Амир-Султан с помощью войска, собранного среди южных аварцев и чеченцев смог перебить или изгнать газиев из Сарира. Однако, все-таки через 24 года войны между аварским нуцалом и отрядами газиев, Амир-Султан, учитывая внешнеполитические реалии, решил принять ислам и распространять его в своих владениях. Таким образом,окончательная победа ислама на хунзахском плато относится к самому началу ХIV в., предположительно 1310 г.Эта датировка соответствует мнению ведущих дагестанских историков о том, что «процесс исламизации центральной Аварии имел место в середине XIII в., а в конце ХIII – начале XIV в. ислам утверждается здесь окончательно. Хунзах превращается в опорный пункт проведения и утверждения ислама в соседних, западных аварских обществах. Наглядным процессом исламизации служит строительство культовых сооружений. Археологи обнаружили на Аркасском городище (Буйнакский район) остатки медресе и двух мечетей, датируемых в пределах середины XIII – начала XIV в. Аркас был одним из крупных средневековых городов Дагестана, значительным культурным центром».

-3