Многие начинающие авторы не задумываются над такой штукой, как финал.
Вроде бы идея есть, сюжет есть, герои бегут к цели, преодолевая препятствия, а потом сталкиваются с главным злодеем, распутывают загадку, все счастливы, можно ставить точку.
Но на самом деле, «слитый финал» – это самая частая ошибка авторов. Причин тому может быть несколько:
- Непродуманность сюжета. Автор придумал начало и середину, а концовка уже как пойдёт
- Усталость. К финалу автор просто выдохся и дописывал уже налегке, лишь бы завершить начатое
- Неумение писать финалы. Да, такое тоже бывает. Зачастую просто не хватает мастерства, чтобы связать концы с концами и довести читателя до катарсиса
Если с первыми двумя пунктами более-менее понятно, то про катарсис, как инструмент финала, давайте поговорим отдельно.
Катарсис в литературе простыми словами (и очень обобщённо) означает максимальный эмоциональный отклик на события, разворачивающиеся в произведении. Это некое психологическое воздействие на читателя, вызывающее повышенную реакцию, освобождение эмоций.
Примечательно, что изначально катарсис применялся в трагедии (одной из трех форм драматургии), поскольку наиболее яркие эмоции, как известно, конфликтные, трагические, которые в итоге приводят либо к победе, либо к поражению. В любой трагедии Уильяма Шекспира можно без труда найти катарсис.
В современной литературе чистой трагедии уже и не встретишь, но термин остался прежним. Сейчас под катарсисом прежде всего подразумевают финальные сцены, бьющие в самые чувствительные точки читателя. Это может быть целая глава, эпизод, сюжетные поворот или яркая развязка. Суть одна: читатель должен испытать катарсис.
Заметьте, я делаю упор именно на финал произведения, хотя ничто не мешает вызвать катарсис у читателя по ходу книги.
Ах, вот оно что!
Как же я ждал именно момента!
Автор, ты злой человек, нельзя же так было!
Как часто в финале вы испытываете такие эмоции? А как часто, написав книгу, вы понимаете, что катарсис удался?
Важно понимать, что катарсис и финал, хоть и тесно связаны, но зачастую не одно и то же. Финал подводит к катарсису. Закрыв книгу, читатель остаётся с теми эмоциями, которые автор попытался вызвать. Чем ярче эмоции, тем сильнее запомниться произведение.
Согласитесь, если вы пишете книгу про то, как одинокий герой бредет по пустыне в поисках пещеры с сокровищами, находит её, побеждает монстра внутри, спокойно набивает мешки золотом и возвращается домой – то вряд ли читатель достигнет катарсиса. Не этого он ждал от приключенческой книги (хотя, кто знает?..)
Вместе с катарсисом к финалу произведения обычно приходит и апогей.
С греческого этот термин означает «далёкий от земли», а в литературе – высшая точка чего-либо, кульминация. Часто его применяют к творчеству какого-нибудь автора в целом («роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» - это апогей творчества писателя) или даже целого направления («Властелин колец» - это апогей жанра фэнтези»).
Внутри же произведения, лично для меня апогей – это предтеча катарсису. Огонек спички, поджигающий бикфордов шнур (а грубо говоря, апогей – это вообще и шнур, и взрывчатка и то, что взрывается; шумно, ярко, трагично, эмоционально).
Я снова говорю о связке с финалом, хотя апогея можно достичь в любой точке произведения. Мастерство, это когда по ходу книги вы достигаете кульминации в нескольких сюжетных линиях, а затем соединяете эти линии и взрываете эмоции читателя финалом.
Например, в «Преступлении и наказании» апогеем можно считать эпизод, в котором Раскольников решает наконец проверить свою теорию – и начинает готовиться к убийству. Другой апогей наступает в финале, когда Раскольников обретает покой и приходит во всём сознаться. Пройден определенный эмоциональный пик, далее следует отклик читателя – катарсис.
Из моего краткого описания складывается ощущение, что финал сам по себе и не нужен. Вот автор достиг апогея, вот вывел на катарсис, затем книга закрывается, и читатель счастлив.
На самом деле это не так. Финал нужен для того, чтобы читатель, так сказать, выдохнул и осознал всё, что случилось. Думаю, каждый испытывал такую эмоцию, после которой хочется чуть-чуть передохнуть и собраться с мыслями. Заканчивать книгу на пике тоже можно (это весьма распространенный литературный приём), но нужно иметь много опыта, чтобы справиться достойно.
Не даром, лучшие произведения мировой литературы завершаются эпилогами, в которых уже не так много действия и накала. Посмотрите, чем завершаются «Властелин колец», «Гарри Поттер», «Полковнику никто не пишет», «Мастер и Маргарита» и т.д.
В современных киносериалах, к слову, самая яркая серия – предпоследняя. По той же причине, что я описал выше.
Читателя подводят к финальной точке, чтобы он ещё раз вспомнил и пережил те чувства, которые захватили его на протяжении книги. Это не менее ценные ощущение, чем катарсис или апогей.
Возвращаясь к началу статьи, хочу немного подытожить.
Лично я всегда используют именно такое трёхступенчатое завершение текста: апогей, катарсис, финал.
Герои, сюжеты достигают своего пика (обычно трагического), после чего происходит эмоциональный слом и развязка.
Всегда нужно держать в уме главную задачу – с какими эмоциями читатель закроет вашу книгу (причём, желательно не на середине). Катарсис и апогей – это не панацея от «слитого» финала, но, если знать об этих терминах и правильно их применять, но добиться нужно эффекта станет намного проще.
_____________________________________
Автор рассказывает исключительно о своём опыте. Если вам понравилось - поставьте палец вверх и подписывайтесь, буду рад.
Ещё можно почитать:
Как составить план книги (и зачем он вообще нужен)