Найти тему
GoArctic | ПОРА в Арктику!

Канадский арктический флот и парламентские дебаты. Зарубежные СМИ об Арктике

Оглавление

Канада завоёвывает Арктику

Канада завершила финальную стадию испытаний патрульного корабля, который стал первым судном зарождающегося арктического флота страны. Об этом отчитался командующий Армией Канады генерал-лейтенант Уэйн Эйр. Кроме того, он определил два ключевых вопроса, которых Канаде предстоит решить в ближайшем будущем – это изменение климата и китайская «экспансия».

Фото: REUTERS / NASA / Michael Studinger / Handout / File Photo
Фото: REUTERS / NASA / Michael Studinger / Handout / File Photo

Уэйн Эйр уверил, что Канада активно работает над укреплением обороноспособности в Арктике, в том числе расширяет морской флот. Ранее в конце марта глава канадской армии направил всему составу вооружённых сил сообщение, в котором освещались основные проблемы военного строительства в Арктике. Тогда речь шла про модернизацию систем аэрокосмического наблюдения за Севером совместно с США и борьбу с последствиями пандемии коронавируса.

В феврале первый морской патрульный корабль HMCS Harry DeWolf вышел в воды Арктики для проведения испытаний. Корабль станет первым из шести судов арктического флота страны. Уже в августе этого года его отправят на выполнение реальной арктической миссии.

Оттава считает, что введение в строй всех шести кораблей данного класса позволит ей взять под полный контроль Северо-Западный проход.

«Мы не должны недооценивать угрозу эксплуатации ресурсов Арктики, в частности, Китаем. У Пекина ненасытный аппетит, и он не остановится ни перед чем, чтобы прокормить себя», – заявил на прошедшей конференции в честь запуска испытаний корабля заместитель министра обороны Канады Джоди Томас.

Канадский чиновник также выразил обеспокоенность по поводу действий России в Арктике, в том числе в вопросах строительства военных баз и новых полярных ледоколов.

Напомним, что в декабре 2020 года правительство Канады, ссылаясь на соображения национальной безопасности, отказало китайской государственной корпорации в покупке золотого рудника в заливе Хоуп на севере Канады.

Заметное движение по укреплению своего военного присутствия в Арктики были сделаны Канадой десять лет назад при правительства Консервативной партии во главе с премьер-министром Стивеном Харпером. При нём была запущена программа по развитию патрульного флота в Арктике, дан старт строительству военно-морского порта на севере страны, были составлены планы по строительству ледоколов полярного класса. В качестве причины активного вторжения в Арктику тогда являлись только ресурсы этого региона.

Учёные прибывшие HMCS Harry DeWolfна проводят исследования льда HMCS Harry DeWolf. Фото: Министерство обороны Канады
Учёные прибывшие HMCS Harry DeWolfна проводят исследования льда HMCS Harry DeWolf. Фото: Министерство обороны Канады

Помимо военной сферы Оттава пытается развивать и гражданскую инфраструктуру в Арктике. Федеральное правительство Канады выделило 7,6 млн долларов на финансирование трёх проектов в области ветровой энергии в Нунавуте.

Ожидается, что новая электросистема будет генерировать 4 миллиона киловатт-часов энергии в год, которые заменят половину используемого для производства электроэнергии дизельного топлива. Полный ввод ветряков в эксплуатацию запланирован на осень 2023 года.

Кроме того, в ближайший год правительство Канады составит карту потребления электроэнергии на северных территориях, которая поможет выявить слабые места в арктической инфраструктуре.

Международная парламентская конференция по Арктике

Вопросы изменения климата оказались в центре внимания 14-й парламентской конференции по Арктике, в которой приняли участие сенаторы России, Канады, США и Европейского союза. В этом году мероприятие прошло в смешанном формате: встретившись очно, парламентарии в онлайн-формате общались с представителями коренных народов Арктики.

Арктическая конференция состоялось 13-14 апреля в норвежском Тромсё. Повесткой традиционно стали вопросы изменения климата, экологии и жизни малочисленных коренных народов в Арктике. К участию в круглых столах были приглашены представители региональных арктических организаций, а также парламентарии Италии, Испании, Германии. Так, организаторы пытаются популяризировать вопросы арктического развития.

Парламентарии определили ключевые направления, которые зададут вектор работы как для региональных организаций малочисленных народов, так и для самого Арктического Совета.

Эйрик Сивертсен, глава парламентской делегации по кооперации в Арктике. Фото: Парламент Норвегии
Эйрик Сивертсен, глава парламентской делегации по кооперации в Арктике. Фото: Парламент Норвегии

Первый вектор связан с вопросами изменения климата в Арктике. И здесь участники конференции сделали упор на контроль за соблюдением существующих международных договоров. Парламентарии призвали взять на контроль исполнение Парижского соглашение 2015 года, а также разобраться с конвенциями, которые регулируют использование загрязняющих веществ при добыче полезных ископаемых и проходе морских судов.

Вторым вектором обсуждений стала общественная безопасность и развитие социальной инфраструктуры в арктических населённых пунктах. Свою слабость эта система показала во время пандемии, и арктические страны очень надеется на Россию, которая во время своего председательства в Арктическом Совете будет активно педалировать эту тему.

Наконец, третьим большим вопросом в повестке значилось экономическое развитие. Здесь парламентарии решили проработать вопросы взаимодействия финансовых институтов с властями арктических регионов, обсудили возможность распространения зелёной энергетики в Арктике.

Все принятые решения, в первую очередь, попадут в Арктический Совет, где уже будут предметно обсуждаться.