Согласно Эпиктету, совершенствование человека — это его продвижение к добродетели, а та делает человека счастливым, не подверженным страстям и благоденствующим. В этом смысле усердное изучение философских книг само по себе не является совершенствованием, и если для кого-то теоретические знания являются единственным успехом, то можно считать, что он не достиг никакого успеха:
"Так вот, ты здесь покажи мне свое совершенствование. А то как если бы я разговаривал с атлетом: «Покажи мне плечи», — а он бы на это: «Посмотри на мои гири». Смотри сам со своими гирями! Я хочу увидеть воплощение действия гирь. «Возьми сочинение "О влечении" и узнай, как я прочитал его». Рабское ты существо, не это я ищу, а как ты влечёшься и невлечёшься, как ты стремишься и избегаешь, как ты намереваешься, ставишь перед собой цели и подготавливаешься, согласно ли природе или несогласно. Ведь если согласно, это мне и показывай, и я скажу тебе, что ты совершенствуешься".
Книги классиков дают нам понимание, как совершенствоваться, но одного понимания мало, нужны дела. А именно, надо перестать увлекаться независящими от нас внешними вещами, перестать ныть, сконцентрироваться на тщательной проработке своих жизненных принципов, чтобы сделать их согласными с природой, а себя возвышенным, свободным, неподвластным помехам, честным и совестливым.
Эти внутренние качества должны проявляться во вне тем, что совершенствующийся всё делает согласно своим принципам, которые согласны природе внешних вещей, "усердно работая над тем, что имеет главное значение во всяком предмете". Последнее я понимаю так, что если стоик берется что-то делать, то делает это так, как это должно делать, — правильно и целесообразно.
Вот если человек делает это, то тогда он поистине совершенствуется.
#философия для жизни #знания на практике #совершенствование #философия сознания #самообразование