Найти в Дзене
Москва памятная

Звезды советского кино и театра похороненные на Введенском кладбище в Москве. Часть восьмая.

Оглавление

Здравствуйте мои уважаемые читатели и подписчики. Прежде чем пригласить вас на продолжение виртуальной экскурсии по Введенскому кладбищу я хочу от души поблагодарить всех, кто поздравил меня с моим юбилеем имевшим место быть три дня назад. Спасибо за добрые слова и пожелания.
Так же хочу обратить внимание, на то, что возможно многие из вас не видели моих публикаций, где то в течение последней недели. Как мне объяснили в службе технической поддержки это не только моя проблема. К сожалению не все статьи рекомендуются даже подписчикам, а с интересами вообще беда. Лично мне почти исключительно ролики про животных предлагают, или про то как вкусно поесть, хотя у меня в интересах исключительно история, литература, кино и искусство числятся.
Уважаемые мои читатели. Если вы не видите по нескольку дней моих статей, заглядывайте напрямую на канал. Это можно сделать на своей страничке в разделе подписки или просто набрав в поисковике «Москва памятная» Яндекс Дзен, или просто щелкнув на название канала в любой публикации. Я пишу для вас практически ежедневно. Не оставляйте меня пожалуйста и спасибо всем кто меня читает. Ну а теперь давайте перейдем к продолжению экскурсии.

Рапопорт Владимир Абрамович(1907-1975)

Знаменитый советский кинооператор и кинорежиссёр, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат четырёх Сталинских и Государственной премии СССР.
Родился в Витебске. В 1929 году, окончив Государственный фото кинотехникум в Ленинграде, стал работать в кино.
Впервые заявил о себе в 1932 году, сняв один из первых советских звуковых фильмов «Встречный» для которого композитор Шостакович написал «Песню о Встречном» (Нас утро встречает прохладой) ставшей одним из символов первых пятилеток.
Рапопорт сумел создать коллективный образ молодого поколения устремленного в будущее, передать неподражаемый энтузиазм великих строек.

Следующей известной работой Владимира Абрамовича стал фильм «Подруги»

-2

где в главной роли снялась его тогдашняя жена Зоя Федорова, а её партнершами были Ирина Зарубина и Янина Жеймо, будущая Золушка в легендарной советской киносказке.

В предвоенное время Рапопорт снял еще несколько картин, а во время Великой Отечественной войны работал на Центральной объединенной студии в Алма-Ате где в частности снял знаменитый фильм «Она защищает Родину» где одну из главных ролей снова исполнила его супруга, но уже не Зоя Федорова, а Лидия Смирнова.

-3

В наибольшей степени талант Владимира Рапопорта, как кинооператора раскрылся в творческом тандеме с Сергеем Герасимовым.
Они вместе работали над фильмами «Молодая гвардия»

-4

«Тихий Дон»

-5

и «Журналист»

-6

Все эти картины вошли в золотой фонд не только Советского, но и мирового кинематографа.
Кроме того два мэтра сняли вместе фильмы «Люди и звери», «У озера», «Дочки-матери».
Как режиссёр Владимир Абрамович Рапопорт совместно с Михаилом Жаровым снял фильм «Анискин и Фантомас» и несколько сюжетов для киножурнала «Фитиль».

В.А. Рапопорт скончался в июне 1975 года. Похоронен на 27 участке Введенского кладбища.

-7

Позже рядом с ним упокоилась жена.

Смирнова Лидия Николаевна (1915-2007)

-8

Замечательная советская актриса, настоящая кинозвезда мирового уровня. Народная артистка СССР.
Родилась в Мензелинске (ныне в Татарстане). Другие источники называют местом её рождения Тобольск (ныне город Тюменской области). Отец был офицер царской армии, мама земская учительница.
После смерти матери воспитывалась в семье старшего брата отца, в Тобольске. В дальнейшем вместе с дядей и тётей переехала в Москву. Окончив школу, поступила в промышленно-экономический техникум и одновременно в Государственную балетную школу при Большом театре.
Окончив техникум, работала в Главном управлении авиационной промышленности, а затем поступила в МАИ. Затем стала студенткой Московского авиационного института.
Через год подала заявления в студию Е. Б. Вахтангова (ныне Театральный институт имени Бориса Щукина), школу-студию при Камерном театре и во ВГИК. Была принята всюду и в результате выбрала школу-студию при Камерном театре, так как она была ближе всех к дому.
Во время учёбы играла в Камерном и Реалистическом театрах.
Сниматься в кино начала еще во время учебы в студии , но первую по настоящему звездную роль сыграла в фильме 1940 года «Моя любовь».

-9

Её Шурочка в этой картине стала, пожалуй, первой по настоящему, лирической героиней на советском экране.

Во время Великой Отечественной войны была эвакуирована в Алма-Ату, где снималась на Центральной объединенной киностудии, где работали крупнейшие мастера Мосфильма, Ленфильма и других эвакуированных студий. Лидия Смирнова снялась в первом советском фильме-концерте «Мы ждем вас с победой» адресованном бойцам РККА.
В 1942 году сыграла Варю, главную женскую роль в фильме «Парень из нашего города»

Николай Крючков и Лидия Смирнова
Николай Крючков и Лидия Смирнова

Следующей работой стала партизанка Феня в фильме «Она защищает Родину»

-11

Еще два фильма, в которых она сыграла во время войны «Родные берега» и «Морской батальон», хотя и не стали такими известными, как предыдущие, но были хорошо встречены зрителями.

После возвращения в Москву Лидия Смирнова становится актрисой Театра киноактера и продолжает активно сниматься. Фильмы с её участием следуют один за другим, и в их числе такие известные, как «Большая жизнь», «У них есть Родина», «Донецкие шахтеры», «Трое вышли из леса», «Мичман Панин» и многие другие.
Нужно сказать, что Лидия Смирнова, была весьма разноплановой актрисой. В 60-е годы она ярко проявила себя как создатель великолепных комических образов.
Особенно запомнились зрителям её докторша в фильме Элема Климова «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен»

-12

и конечно же неподражаемая сваха в «Женитьбе Бальзаминова»

-13

В дальнейшем Лидия Николаевна продолжала активно сниматься, играя самые разнообразные роли от классики

 "Дядюшкин сон"
"Дядюшкин сон"

до современности

«Анискин и Фантомас»
«Анискин и Фантомас»

Лидия Николаевна была человеком огромного таланта и невиданной трудоспособности. Трудно поверить, но последний фильм с её участием вышел на экраны в 2005 году, когда актрисе исполнилось 90 лет.
К сожалению детей, у Лидии Смирновой не было, хотя за мужем она была неоднократно, а о её романах в молодости ходили легенды

Последние два года она провела в пансионате «Никольский парк» в Зеленограде. Скончалась замечательная актриса 25 июля 2007 года на 93-м году жизни. Похоронена на Введенском кладбище рядом с мужем, известным кинооператором В.А. Рапопортом на участке №27

-16

Рерберг Георгий Иванович (1937-1999)

-17

Ещё один яркий представитель советской кинооператорской школы. Мастер невероятно ярких визуальных акцентов. Считается полноправным соавтором кинорежиссеров, с которыми работал поскольку умел не только точно воплотить режиссёрский замысел но и сделать его особо ярким путем неординарного построения кадра создающего потрясающий эффект.
Считается что именно Рерберг стал прототипом главного героя сериала «Оттепель»

-18

Георгий Рерберг родился в творческой семье. Его отец был художник – плакатист, а мама известная виолончелистка.
В 1960 году окончил операторский факультет ВГИКа и был принят в штат киностудии «Мосфильм». Работал с начинающим тогда кинорежиссером Андреем Михалковым-Кончаловским.
Вместе они сняли фильмы « Первый учитель», «История Аси Клячиной», Дворянское гнездо», «Дядя Ваня». Работал и с другими режиссерами. Вершиной его творчества стал фильм «Зеркало» Андрея Тарковского. Некоторые кинокритики считают, что это даже в большей степени фильм Рерберга, нежели Тарковского, потому что в нем практически все действие построено именно на визуальных эффектах

Рерберг и Тарковский
Рерберг и Тарковский

Работали они вместе и на следующем фильме Тарковского «Сталкер». Известно, что практически весь отснятый материал в процессе проявки был безнадежно испорчен. Тарковский обвинил в этом Рерберга, и между ними произошла ссора после которой, они больше никогда не работали вместе. «Сталкера» практически заново снимал другой оператор. На репутации Георгия Ивановича, как профессионала высочайшего класса эта история никоим образом не повлияла.
В дальнейшем он снял такие знаменитые фильмы, как «Здравствуйте, я ваша тетя», «12 стульев» Марка Захарова и многие другие.
В 1978 году на съемках фильма Игоря Таланкина «Отец Сергий» Георгий Рерберг познакомился с актрисой Валентиной Титовой, которая в это время была замужем за Владимиром Басовым

-20

Возник классический любовный треугольник с кинематографическим уклоном: кинорежиссёр, актриса и кинооператор.
В результате Титова ушла к Рербергу, а дети по решению суда остались с отцом.
В 80-е годы Георгий Иванович продолжал много и плодотворно работать, а в 90-е когда работы в кино стало мало, стал одним из первых операторов – постановщиков рекламных роликов в нашей стране. Те кто жили в 90-е наверняка вспомнят снятые им с голливудским размахом игровые мини фильмы из серии «Всемирная история. Банк Империал»

-21

Скоропостижно скончался 25 июля 1999. Похоронен на Введенском кладбище рядом с родителями.
Как видно на фото любящая жена позаботилась и о месте для себя. К счастью надпись на плите пока «с открытой датой»

-22

Ронинсон Готлиб Михайлович (1916 – 1991)

-23

Известный советский актёр театра и кино, народный артист РСФСР. Мастер яркого запоминающегося эпизода.

Родился в оккупированной немецкими войсками Вильне (ныне Вильнюс Литва).
В начале 1920-х годов переехал в Москву с матерью. В армию не был призван по здоровью, с детства страдал эпилептическими приступами.
Во время Великой Отечественной войны работал старшим пионервожатым и воспитателем в детском доме.
В 1945 году Готлиб Ронинсон окончил Театральное училище имени Бориса Щукина и получил направление в Московский театр драмы и комедии на Таганке, предшественник, той «Таганки», которую мы все знаем.
В 1964 году после того как в театр был назначен новый главный режиссер Юрий Петрович Любимов, который привел с собой весь свой курс из училища имени Щукина Готлиб Ронинсон был одним из немногих актеров старой труппы которым было предложено остаться в театре.
Актер согласился и в дальнейшем был занят практически во всех спектаклях классической Таганки от «Доброго человека из Сезуана» до «Мастера и Маргариты»

Вениамин Смехов, Готлиб Ронинсон и Арнольд Колокольников в спектакле «Добрый человек из Сезуана»
Вениамин Смехов, Готлиб Ронинсон и Арнольд Колокольников в спектакле «Добрый человек из Сезуана»
Готлиб Ронинсон и Владимир Высоцкий в спектакле «Вишневый сад»
Готлиб Ронинсон и Владимир Высоцкий в спектакле «Вишневый сад»

В кино начал сниматься в начале 1950-х годов, однако наибольший успех имели его эпизодические роли в комедиях Рязанова, Гайдая, Данелии и других

 «Берегись автомобиля»
«Берегись автомобиля»
«Ирония судьбы»
«Ирония судьбы»
«12 стульев»
«12 стульев»
«Афоня»
«Афоня»

Собственной семьи у актера никогда небело. Долгие годы он проживал с матерью, а в конце жизни остался совсем один. Скончался в декабре 1991 года. Очевидно, чувствуя приближающийся конец, заранее заказал себе надгробный памятник и завещал похоронить себя на Введенском кладбище, рядом с матерью (участок №18)

-30

На памятнике, как мне кажется, он заказал выбить, очень мудрую эпитафию

-31

На этом мои уважаемые читатели и подписчики разрешите сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи.

Все публикации моего канала «Москва памятная» можно увидеть вот здесь