Девятого апреля этого года скончался супруг английской королевы Елизаветы II. Почти всю свою жизнь этот человек провел в тени своей венценосной жены. Только после его смерти начали говорить о колоссальной работе, которую принц Филипп, герцог Эдинбургский осуществлял на протяжении 74 лет брака. Позволим и мы вспомнить о двух важнейших проектах, которыми он руководил, и результатами которых каждый из нас соприкасался, независимо от подданства и места жительства.
Речь пойдет о создании в 1966 году монет для новой десятичной денежной системы Великобритании. Главное в дизайне монет отводилось поиску образа профиля королевы. Прежде всего, был объявлен конкурс среди художников под руководством специального совета, учрежденного еще в 1922 году на Королевском монетном дворе. В него входили ученые и знатоки истории искусства, представители королевской семьи и государственных институтов, которые контролировали художественный и семантический уровень создаваемых на монетном дворе печатей, монет, медалей и наградных знаков. В момент начала работы над новой британской монетой, данную комиссию уже долгие годы возглавлял герцог Эдинбургский, принц Филипп. К этому же времени Елизавета II подходила к своему сорокалетнему юбилею, что стало еще одной причиной для смены королевского портрета на монетах. Напомним, что первый монетный образ еще юной королевы с лавровым венком на голове, был создан Мери Гиллик в 1952 году.
РАБОТА, КОТОРУЮ ВОЗГЛАВИЛ ПРИНЦ ФИЛИПП, ПО ПРАВУ МОЖЕТ СЧИТАТЬСЯ ЭТАЛОННОЙ. МЫ МОЖЕМ СЕБЕ ЕЕ ХОРОШО ПРЕДСТАВИТЬ, БЛАГОДАРЯ МЕМУАРАМ ХУДОЖНИКА АРНОЛЬДА МЭЧИНА, КОТОРЫЕ УВИДЕЛИ СВЕТ В 2002 ГОДУ.
Первоначальной задачей стало отобрать художников и скульпторов, достойных принять участие в конкурсе, для чего пристально изучались биографии и творчество всех претендентов. В результате ко второму туру было допущено только четыре мастера: Арнольд Мэчин (член Академии художеств, уже выполнявший заказы двора), Чарльз Виллер (президент Королевской Академии художеств, член означенного совета), Уильям Макмиллан (член Академии художеств), Кристофер Айронсайд (ученик Роберта Дарвина, директора Королевского колледжа искусств и одновременно члена того же самого совета при монетном дворе). Некоторые из конкурсантов даже принадлежали к старой английской аристократии.
Второй этап конкурса состоял в создании гипсового медальона. Для этого всем участникам была организована встреча с личным фотографом королевы, лордом Сноудоном, который в то время состоял в браке с принцессой Маргарет, сестрой Елизаветы II. Каждый конкурсант имел возможность дать ему необходимые рекомендации лично "с глазу-на-глаз". Как вспоминал в своих мемуарах А. Мэчин, он был последним и попросил лорда Сноудона сделать серию фотографий королевы, плавно поворачивая ее кресло с положения в анфас к виду сзади. Просьба была исполнена. Елизавета II была снята на фотокамеру под множеством углов.
Помимо портретного медальона, художник должен был представить гипсовую модель реверса предполагаемой монеты и изложить собственную концепцию, то есть идейную основу будущего произведения. Вот, что декларировал Арнольд Мэчин (Artist of an Icon. The Memoirs of Arnold Machin. Kirstead, Frontier Publishing, 2002. P. 131.):
"Моя задача – создать образ, преисполненный шарма и достоинства, но без сентиментальности. Сделать иллюзию объема и богатого рельефа, на грани противоречия строгим технологическим ограничениям изготовления монет. Постараться отразить преемственность с ранними монетами, с их художественным богатством и жизненностью, что, кажется практически невозможно в современных условиях массового производства".
В результате, комиссия во главе с принцем Эдинбургским объявила победителем конкурса портрета А. Мэчина, а для создания реверса назначила К. Айронсайда. В мемуарах Арнольд Мэчин очень тепло отзывался о своем сопернике, и в последствии партнере по работе. Он вспоминает его шутливые слова после оглашения результатов конкурса: "Вы станете головой, а я хвостом!".
Для работы над портретом королевы были назначены четыре аудиенции в Букингемском дворце. Перед первым сеансом в комнату ввезли столик с несколькими впечатляющими тиарами, в одной из которых королева должна была позировать. Елизавета II надевала их одну за другой и советовалась, какая больше подходила для портрета. А. Мэчин написал, что мнения их не сходились, но так и не сообщил своим читателям, кто же, в конце концов, имел последнее слово в выборе диадемы.
На первом свидании Арнольд сделал только карандашные наброски. Потом в мастерской по этим эскизам он слепил медальон-заготовку в глине, которую предстояло завершить уже с натуры.
Перед вторым сеансом приготовленный по рисункам рельеф тщательно обследовался службой безопасности. По воспоминаниям художника, комната, где они работали, выходила окнами на главные ворота Букингемского дворца. Позируя, ее величество смотрела на улицу и время от времени рассказывала о том, что там происходило. Однажды, ее увлек забавный случай. Какая-то собака, вероятно, сорвавшись с поводка, умудрилась забежать на территорию резиденции. Хозяин безуспешно пытался догнать своего непослушного пса, но, когда он был уже близок к цели, его остановила охрана.
Один раз в комнату зашел принц Филипп и отметил, что желательно было бы несколько усилить рельеф подбородка королевы. А. Мэчин сделал это, но сразу же после ухода герцога вернул портрет к первоначальному варианту. Как потом выяснилось, это не осталось незамеченным для Елизаветы II. Она пересказала этот эпизод как анекдот художнику Питеру Гринхему, писавшему вскоре ее портрет. А. Мэчин восхищался чувством юмора Её Величества, приводя в мемуарах для примера многие из этих шуток и замечаний. Она, по его словам, должна была скучать во время позирования, но никогда не показывала вида и всегда находила приятную и интересную тему для разговора.
Необходимо отметить, что Арнольд Мэчин до этого не имел никакого опыта подобной работы. Он родился 30 сентября 1911 года в небольшом городе Сток на Тренте, окончил Королевский колледж искусств в 1940 году с серебряной медалью и сразу же начал работать скульптором-дизайнером на фарфоровом заводе Веджвуда. В 1944 году галерея "Тейт" купила у художника две его работы "Иоанн Креститель" и "Благовещение". А. Мэчин стал действительным членом Королевской академии художеств в 1956 году. К этому времени он преподавал, активно работал не только в малой фарфоровой пластике, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве, но и разрабатывал садово-парковые ландшафты. Первым королевским заказом Мэчину в 1960 году стали мозаики, украшавшие банкетный зал и бассейн королевской яхты Канберра, строившейся в то время в Ирландии. Сэр Хью Кэссон, профессор Королевского колледжа искусств и руководитель дизайн отдела по разработке интерьеров судна, очень высоко отозвался о работах Мэчина, назвав их одними из главных украшений яхты.
СОЗДАНИЕ ПОРТРЕТА КОРОЛЕВЫ ОКАЗАЛОСЬ ДЛЯ А. МЭЧИНА ВЕСЬМА СЛОЖНОЙ ЗАДАЧЕЙ, ТРЕБУЮЩЕЙ ОСОБЫХ ПРИЕМОВ В ПЛАСТИЧЕСКОМ РЕШЕНИИ МЕДАЛЬОНА.
Скульптор отмечал, что медальерный рельеф должен значительно отличаться от обычного профильного портрета. Прежде всего, необходимо было сильно понижать высоту рельефа в области уха портретируемого, в то время как в обычном портрете эта область, как правило, самая высокая. Мастерство автора любой медали или монеты заключается в том, чтобы создать иллюзию объема в предельно низком рельефе.
Работа в мастерской после положенных четырех сеансов позирования Елизаветы II шла очень трудно. Все мысли Арнольда Мэчина в те дни беспрестанно занимал портрет королевы. В результате, он пришел к выводу: необходима еще одна встреча с венценосной моделью. Связавшись с секретариатом Её Величества и высказав свою просьбу, он понял, что надежды мало, так как в тот момент королевская семья отдыхала в шотландском замке Балморал. К счастью, А. Мэчину позвонили через несколько дней, и пригласили приехать в Шотландию, а также посоветовали привезти с собой подходящий для ужина костюм.
Художник написал, как приветливо его встретила Елизавета II. Она лично спросила, где и когда ему было бы удобно поработать. В этот же вечер праздновалось оглашение ее четвертой беременности, на которое пригласили А. Мэчина. За ужином художника посадили рядом с монаршей семьей. После трапезы все переместились в любимую гостиную королевы Виктории. Во время этого тихого семейного отдыха Елизавета была увлечена вязанием. Наконец, на следующее утро состоялся еще один сеанс позирования, по окончании которого, королева распорядилась организовать для скульптора подробнейшую экскурсию по резиденции и парку. Очень трогательно А. Мэчин описал чувства большой благодарности и удивления от того, что после возвращения домой, он получил посылку из Балморала со связкой фазанов. Дорог был не подарок, а внимание королевы. Дичь пришлось раздать друзьям, так как в семье мастера "исповедовали" вегетарианство.
В результате долгой работы, А. Мэчин создал несколько вариантов медальона, стремясь к классицистической ясности портрета, поскольку классицизм для него был символом монархии. В работе над подобным произведением не может быть никаких мелочей. Даже самая, казалось бы, незначительная вещь должна вызывать у художника сомнения, заставлять его испробовать несколько вариантов, взвешивать "за" и "против". Скульптору особенно сложно было решить – изображать или нет нитку жемчуга на шее королевы.
Наконец, через несколько месяцев, модель для аверса новой монеты была готова. Она была принята под усиленную охрану на монетном дворе, где с помощью пантографа с неё сделали штемпель, уменьшив до нужного размера. Мэчин лично контролировал финальный процесс изготовления рабочего инструмента и пробных оттисков. Все было закончено точно в срок.
Через год после окончания всех работ по созданию монетного портрета, в марте 1965 года, А.Мэчин был удостоен ордена Британской Империи IV класса. Награду художник получил из рук королевы на приеме в Букингемском дворце. Это стало одним из важнейших событий в жизни всей семьи скульптора, поскольку на это почетное мероприятие были приглашены его жена с шестнадцатилетним сыном.
В 1968 году из медно-никелевого сплава были выпущены первые две монеты 5 и 10 пенсов вместо старых шиллинга и флорина. Год спустя начали чеканку новых 50 пенсов, а в 1970-е годы уже все монеты в Великобритании имели портрет Елизаветы II, созданный Арнольдом Мэчином. Эти монеты чеканились колоссальными тиражами до 1984 года и до сих пор находятся в обращении.
Арнольд Мэчин вспоминал также и о нескольких неприятных моментах работы над монетой. Например, он написал с большой обидой, что за победу на конкурсе ему полагалась премия в размере трехсот фунтов стерлингов, которую присвоили два его соперника, Уилер и Макмиллан. Они открыто заявили, что Мэчину будет достаточно работы и престижа. Самому скульптору осталось только удивляться, поскольку оба его неудачливых соперника были достаточно богаты. Таким образом, мемуары художника – это яркое эмоционально описание не только обстоятельств процесса творчества, но и бытовых подробностей, атмосферы соперничества, радостей и разочарований, связанных с этой работой.
На этом работа Арнольда Мэчина для монетного двора не закончилась. Он создал модель для двух юбилейных крон, или новых 25-пенсовиков по случаю серебряной свадьбы монаршей четы в 1972 году, и в честь двадцати пятилетия правления Елизаветы II в 1977 году. На последней монете скульптор изобразил королеву верхом на лошади, поскольку подобным образом выглядел аверс кроны на коронацию ее величества. Для конного портрета позировала не сама королева, а подруга жены художника.
В 1965 году Арнольда Мэчина пригласили разработать дизайн для монетной системы Багамских островов после получения ими внутреннего самоуправления. Изначально монеты планировалось чеканить в Великобритании, но в результате долгих переговоров и консультаций, по решению правительства Багам, производство осуществлялось в США. Даже сегодня, когда острова стали независимым государством, там используются монеты с реверсами Мэчина. В 1960-1970-е годы по его моделям чеканились также монеты Австралии, Мальты, Гон Конга и Брунея.
Параллельно скульптор много работал на фабрике Веджвуда, также создавая медальоны с портретами членов королевской семьи: Елизаветы II, королевы матери, принцессы Анны и принца Чарльза. Наследник английского престола лично позировал мастеру. Критики отмечали, что на этом портрете особенно видно сходство сына с матерью.
В 1966 ГОДУ КОРОЛЕВСКАЯ ПОЧТА ОБЪЯВИЛА КОНКУРС НА ДИЗАЙН ОСНОВНОЙ ПОЧТОВОЙ МАРКИ, В КОТОРОМ ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ МНОГИЕ БРИТАНСКИЕ ХУДОЖНИКИ.
В результате, создание марки опять было поручено Арнольду Мэчину. Ему предложили использовать уже созданный профильный портрет Елизаветы таким образом, чтобы на марке был бы не непосредственный портрет королевы, а изображение ее монетного образа. Это должно было продемонстрировать преемственность традиций в стране с самой долгой историей филателии. Напомним, что в 1840 году в Великобритании появилась первая марка, создателем которой был главный гравер Королевского монетного двора Уильям Вайон (1795 – 1851). Портрет королевы Виктории на этой марке повторял ее профиль с одной из медалей, созданный этим художником. Первая марка была черно-белой и стоила один пенс, коллекционеры по всему миру знают ее под названием "pennyblack" (черный пенни).
Художественный совет по созданию марки Елизаветы II также возглавлял супруг королевы, принц Филипп, герцог Эдинбургский. Было решено изобразить королеву в короне. Во-первых, тиару на монете А. Мэчина посчитали очень скромной. Во-вторых, корона, в которой монархиня должна была предстать, была изображена на королеве Виктории на марке Вайона. Еще одним необходимым требованием стало развернуть профиль влево, чтобы лицо было обращено к центру конверта (при условии, что марки должны клеиться справа), как и на знаменитом прототипе XIX века.
По признанию А. Мэчна, несмотря на ясность общей задачи, работа давалась ему с большим трудом. Художник нарисовал около пятидесяти двух эскизов с различными орнаментами, шрифтами, обрезом портрета и цветовым решением, но ни один вариант не устраивал его полностью. Своей сверхзадачей мастер считал создание такого портрета, который передавал бы образ не только королевы, но монархии в целом. В итоге, художник отказался от всех деталей декора и надписей, оставив рядом с портретом только обозначение цены. Сам профиль Елизаветы не рисовался Мэчином: он слепил, а потом отлил его в гипсе. В ходе работы скульптор создал также и несколько его пластических решений, которые фотографировались с разным освещением по интенсивности и цвету. Долгий процесс съемки и эксперименты, привели к тому, что для окончательного варианта марки, портретный рельеф снимался старинной камерой конца XIX века, что позволяло добиться идеально мягких, строящих форму светотеневых эффектов.
На утверждение Елизаветы II было отправлено два вида марок с ее погрудным и пошейным профилем. Она выбрала первый вариант и предпочла темный оливково-коричневый цвет в качестве основного фона. Как потом говорили, этот портрет стал одним из ее самых любимых.
В 1967 году марка увидела свет. Она сразу понравилась и была признана эталоном классического дизайна, а позже филателисты назвали ее лучшей британской маркой ХХ столетия. Ее до сих пор выпускают, так что суммарный тираж достиг уже более 170 миллиардов экземпляров, и она получила имя-собственное по фамилии создателя: "The Machin", что особенно было лестно её автору. Арнольд Мэчин считал, что эта марка стала его самым большим достижением в творческой жизни.
ЕСЛИ СЛОЖИТЬ ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО МОНЕТ И МАРОК, ВЫПУЩЕННЫХ ПО ЭСКИЗАМ АРНОЛЬДА МЭЧИНА, ТО ОКАЖЕТСЯ, ЧТО ОН БЫЛ САМЫМ ТИРАЖИРУЕМЫМ ХУДОЖНИКОМ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ.
Обстоятельства и условия работы над монетным портретом Елизаветы II образца 1964 года и марки 1967 года, могут вполне считаться непревзойденным образцом для организации создания произведения в условиях массового производства.
Высокого художественного уровня удалось достичь не только благодаря несомненному таланту художника, но и тем условиям, которые были ему предоставлены для процесса творчества. И, несомненно, очень важную роль в этом сыграл герцог Эдинбургский. Его ревностное служение Короне стало важным фактором для воплощения совершенной элегантности и достоинства, позволило персонифицировать вечные ценности и традиции монархии не только в описанный период, но и потом, когда возникала необходимость смены образа суверена на монетах королевства.
Мария Сарычева, искусствовед.
Музеи Московского Кремля.