Самое страшное, что может ожидать инвестора - это банкротство компании в которую вложены денежные средства. Не понятно, можно ли будет стрясти с банкрота хоть что-то или нет. А ведь есть компании, которые сейчас котируются на бирже не смотря на то, что они прошли через процедуру банкротства. Выпущенные ими акции обесценились, а сейчас на фондовой бирже вместо них появились новые. Мой сегодняшний рассказ о двух таким компаниях-гигантах: Delta airlines и General motors.
Delta Airlines
Эта компания была основана в 1924 году и сейчас является крупнейшей в мире. У нее самый большой парк воздушных судов, больше всего маршрутов и соответственно огромный человекопоток. Изначально авиакомпания занималась распылением ядохимикатов, затем запустила свой первый пассажирский маршрут. В 1929 году компания впервые оказалась на пороге банкротства на фоне Великой депрессии в США. Выйти из положения ей помог большой заказ от государства на почтовый перевозки. Далее шло планомерное развитие и расширение компании. Дельта приобрела несколько других авиакомпаний. А в 2004 году на фоне роста цен на нефть, компания оказалась во второй раз на пороге банкротства. Ее долги были просто колоссальными.
Руководство Delta Airlines пыталось избежать банкротства и предпринимало различные попытки для этого:
- Было произведено сокращение персонала;
- Были запущены новые рейсы;
- Были уменьшены цены на авиабилет, что бы привлечь новых пассажиров;
- Авиакомпания продала свое подразделение Delta Connection;
- После понижения цен на авиабилеты, они были снова увеличены;
- Были сокращены некоторые рейсы.
Но все эти попытки не увенчались успехом, 14 сентября 2005 года авиакомпания Delta Airlines на основании 11-й статьи Кодекса США о банкротстве объявила себя банкротом. Общая задолженность Дельты на тот момент составляла более 20 миллиардов долларов. Инвесторы компании за свои акции не получили ни цента.
Delta Airlines №2
Руководство компании после ее банкротства занялось реструктуризацией. Компанию пытались купить и ни раз, но руководство не соглашалось. В 2007 году суд США одобрил выход компании из процедуры банкротства. В том же году компания выпустила новые акции, которые и по сей день торгуются на бирже под тикером - DAL.
Про текущее положение дел у компании говорить сложно. Авиакомпания старалась по минимуму влезать в долги до марта 2020 года. Но с введением ограничений, поток пассажиро и грузоперевозок значительно сократился. В 2020 году долг авиакомпании вырос на 229% и составил 26 миллиардов долларов. Для сравнения долг авиакомпании Аэрофлот в 2020 году вырос более чем на 1000%. Текущее отношение Долг/Капитал Дельты - 6025%.
2020 год стал не простым для всех авиакомпаний. Но я думаю, очень многие люди ждут - не дождутся восстановления авиаперелетов. И Дельта должна восстановится, если можно будет активно запускать новые полеты. Многие эксперты, ссылаясь на то, что в США привито чуть ли не половина населения уже рекомендуют покупать акции авиакомпании Delta. Я пока опасаюсь...
General Motors
История автомобильного гиганта началась в 1903 году. Именно тогда был создан холдинг в состав которого вошло несколько автомобильных компаний. Со временем General Motors приобрела еще несколько автомобильных компаний. К началу 21 века GM стала настоящий промышленным гигантом, производящим:
- Cadillac;
- Chevrolet;
- Pontiac;
- Hummer;
- Opel;
- Saab;
- И другие.
В 2008 году компания GM столкнулась с огромным падением спроса. Убыток за год составил 30,9 миллиарда долларов. Компания решила обратиться к правительству США с просьбой о выделении денежных средств на спасение. В тот же год с подобными просьбами к правительству обратились Ford и Chrysler. Белый дом выдал кредит, но потребовал подготовить программу реструктуризации бизнеса. В апреле 2009 года автопроизводитель подготовил программу "долг в обмен на акции", кроме этого объявил, что сократит порядка 20 тысяч сотрудников и планирует ликвидировать 10 заводов.
1 июня 2009 года началась процедура банкротства на основе 11ой статьи (как и у Дельты). Было создано новое акционерное общество, которое получило почти такое же название - General Motors Company. Акции новой компании распределили следующим образом:
- 60% получило Правительство США, которое сразу же объявило, что продаст акции, как только компания встанет на ноги;
- 12% - Правительство Канады;
- 17.5% - Профсоюз работников (теперь я понимаю, что в штатах профсоюз - это сила);
- 10.5% - кредиторы General Motors.
General Motors №2
После прохождения процедуры банкротства компания значительно пересмотрела свою политику. Она перешла на производство автомобилей с меньшим расходом топлива. Часть заводов была продана. Кстати, некоторые из них купила компания Tesla. В 2017 году был продан бренд Opel.
Сейчас долг компании составляет 72 миллиарда долларов, отношение долг/капитал - 230%, что в принципе не мало. В 2020 году долг вырос на 10%.
GM может за себя не переживать, если что, ее спасут еще один раз.
Эти 2 истории закончились для компаний с многолетней историей хэппи эндом. Но этого не скажешь про истории акционеров компании... И пусть эти 2 истории лишний раз напомнят инвесторам о том, что за новостях компаний, в которые вложены деньги лучше как следует следить.