Если рассматривать альбом группы Uriah Heep «High and Mighty», вышедший в 1976 году, не как альбом этой группы, а как сольник Кена Хенсли или Дэвида Байрона, то эта пластинка поистине гениальна, несмотря на то, что провалилась в чартах как произведение Uriah Heep
Альбом Uriah Heep «High and Mighty» - это замечательное произведение, но не с точки зрения фаната «хипов», а просто по музыкальным качествам. Да, альбом провалился в чартах, но только как «Uriah Heep». А вот если рассматривать его как сольный альбом Байрона или Хенсли, то я уверен, что он побил бы все имеющиеся у нас на слуху сольники этих двух звёзд, и публика его приняла бы на ура.
Забегая вперед, скажу, что, Кен Хенсли впоследствии рассказывал, что этот альбом он написал не для Uriah Heep, а как собственный сольник, подтверждением чему являются демо-версии многих песен альбома в вокальном и инструментальном исполнении только Хенсли. Но лейбл срочно потребовал новый альбом Uriah Heep, и Кену пришлось пожертвовать материалом, собранным исключительно для себя. Об этом несостоявшемся сольнике я напишу в другой публикации.
Итак, возвращаемся к прерванному повествованию. Помню один казус, связанный с этим альбомом где-то в конце 1976-го или начале 1977 года. Тогда еще об этом альбоме у нас никто не слышал, по крайней мере Uriah Heep для меня заканчивался на «Return to Fantasy». И вот мне кто-то дал послушать магнитофонную бобину с записью какой-то группы, уже не помню какой, и в конце было свободное место где-то на 1 минуту или чуть больше.
И вот, на этой минуте было записано начало какой-то песни с частью первого куплета, которая меня очень заинтересовала, и я идентифицировал ее как Led Zeppelin, который я еще не слышал (тогда я еще не со всеми «Зеппелинами» ознакомился). И мне этот мифический «Зеппелин» очень понравился! Я раз за разом прослушивал этот кусочек и мне очень и очень хотелось прослушать весь альбом целиком.
И каково же было моё удивление, когда я вскоре узнал, что это не Led Zeppelin, а новейший диск Uriah Heep! И вот я слушал этот новый Uriah Heep, и не мог сообразить, как же я так обмишурился? Я тогда еще не знал, что в этой песне все куплеты (кроме серединки) поет не Дэвид Байрон, а басист Джон Уэттон. А его вокал почему-то показался мне таким похожим на охрипшего Роберта Планта! А барабаны были точь-в-точь такие же громоподобные, как у Джона Бонэма, ну совсем не «хиповские». Вот это меня, наверное и сбило с толку. Но меня можно было простить - я тогда был только начинающим рокером.
Ну ладно, послушал я новый «Хип», и он мне понравился с первого же раза, особенно песни «Weep in Silence» и «Misty Eyes». Да, они очень помпезные, совершенно не по «хиповски», но, тем не менее, я всегда считал их шедеврами. Да и некоторые другие песни были неплохи. Конечно, на мой самый любимый «Return to Fantasy» и всё остальное альбом был не похож, но мне было достаточно того, что это Uriah Heep, а у звездных групп нет провальных альбомов. Есть просто изменение направления, вот я и посчитал, что «Хипы» просто изменили направление.
А Байрон пел шикарно, а Хенсли и Бокс тоже шикарно играли. Правда Ли Кэрслейк заиграл очень громко, совсем не по «хиповски», а так, как потом заиграли пауэр-металлисты, но звук его барабанов тоже был красивым, хоть и тоже помпезным, как и весь альбом.
В общем, подведу итог так: альбом «High and Mighty» просто получился помпезным, но никак не плохим. И это нужно было принять. Понимаете, в 70-е годы ни у одной известной рок-группы не было провальных альбомов, поэтому не было и такого понятия как «Led Zeppelin лажанулись» или «Black Sabbath испортились». Просто считалось, что группы стали играть другую музыку. Ну, я об этом уже написал выше.
Но я уверен, что если бы я ТОГДА, в 70-е, услышал, что начали играть Black Sabbath или Uriah Heep в 80-е, 90-е и позже, я точно бы сказал, что «лажанулись» и «испортились». Но в 70-е у рок-групп не было плохих альбомов. Поэтому и «High and Mighty» был прекрасен, только по-своему.
На аудио: бонус "Sundown", на альбом не вошедший
Уже гораздо позже, когда Интернет стал огромнейшим информационным хабом, я узнал, что заставило Uriah Heep так изменить саунд. Оказывается, музыкантов группы разъедали финансовые дрязги, а Хенсли и Байрон к тому же нешуточно страдали от мании величия, то есть звездной болезни. А так как Байрон стал законченным алкоголиком, то выдерживать ровную стилистическую линию становилось невозможно. К тому же Хенсли разругался с продюсером Джерри Броном и решил сработать альбом самостоятельно, без всякой посторонней помощи. А за основу взял свой несостоявшийся сольник.
На аудио: бонус "Name of the Game", на альбом не вошедший
В результате и получилось то, что получилось. Звезда Байрон и звезда Хенсли как бы негласно решили сделать совершенно уникальную работу, но победил Хенсли, потому что обычно побеждает тот, кто альбом микширует. А так как всеми спецами по звукозаписи руководил Хенсли, то он и сделал альбом по-своему. Кстати, Кен Хенсли – единственный музыкант группы, которому этот альбом искренне нравится. А в его провале он винил Джерри Брона, которого исключил из продюсерского пула, и который в отместку плохо рекламировал эту работу группы.
Ну, Хенсли можно понять, учитывая, что это был его собственный альбом, хоть он и вышел под маркой Uriah Heep.
В общем, «High and Mighty» был последним альбомом с Дэвидом Байроном - Хенсли настоял на его увольнении, потому что тот вообще вел себя ужасно, и от него страдал не только Хенсли, но и все остальные. Вместо него взяли Джона Лаутона, сменился и бас-гитарист. Следующий альбом, «Firefly», в принципе, тоже получился помпезным, но вернувшийся за продюсерский пульт Брон постарался, чтобы он не походил на сольник Хенсли (хотя Хенсли снова написал для него все песни, кроме одной).
Однако с этим вышла промашка. Я очень хорошо (даже чересчур хорошо) знаю творчество группы «Lucifer's Friend», откуда пришел в «Хип» Джон Лаутон, и с полной ответственностью могу сказать, что «Firefly», который вышел в самом начале 1977-го – это чистый сольник Лаутона, как, впрочем, и последующие два альбома.
Ну, со мной можно поспорить, но я мнения своего не изменю. Даже гитары Мика Бокса и клавишные Кена Хенсли – это только придатки к очень мощному и мгновенно узнаваемому голосу Лаутона.
Нет-нет, Лаутон в «Хипе» Байрона не заменил, и никто не заменит никогда. Ну я же сказал, что это уже был не «Хип», а группа сопровождения Джона Лаутона. И он записал в этом составе прекрасные альбомы. Им я посвящу отдельные публикации.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О URIAH HEEP НА МОЁМ КАНАЛЕ:
«Lucifer’s Friend» за 50 лет записали всего 13 альбомов, зато каких!
В 1979-м году был записан и должен был выйти 4-й альбом Uriah Heep с Джоном Лаутоном. И он тут
Uriah Heep «Return to Fantasy» 1975 г. ~ вершина достижений группы, как творческих, так и финансовых
«Wonderworld», 1974 г. ~ прекрасный «середнячок» от Uriah Heep, вполне тянет на культовый альбом
Uriah Heep «Sweet Freedom», 1973 г. – это самый «хиповский» диск группы за всю ее долгую биографию
Uriah Heep «Very' Eavy… Very' Umble» 1970 г. ~ это всего лишь одна суровая и мощная песня