Эта статья посвящена Португальской колониальной империи XVI–XVIII веков — первой колониальной империи Нового времени, сыгравшей важнейшую роль в мировой истории. Как такая небольшая страна смогла за столь короткий срок стать едва ли не самым влиятельным государством Старого Света? Что двигало португальцами, какие были причины у такой масштабной экспансии? Кто стоял у истоков этого процесса? И главное — чем эта история закончилась? Ответы на все эти вопросы читайте в нашем новом материале.
Генрих Мореплаватель, который никуда не плавал
Чтобы стать великой колониальной империей, маленькой Португалии предстояло пройти путь в несколько веков. А начало тому пути положил принц Генрих — он же Энрике — по прозвищу Мореплаватель. Тут надо заметить, что Генрих за свою жизнь практически никуда не сплавал — только пару раз по молодости. Зато организатором был отличным: если бы не его умение находить спонсоров для дорогостоящих экспедиций, подкрепленное одержимостью картами и жаждой открывать новые земли, не бывать португальцам Владыками океанов. Именно по указу Генриха в городе Сагриш была основана обсерватория и мореходная школа, откуда началось исследование африканских берегов и поиск заветного морского пути в Индию.
Что хорошего в этой Индии?
Хороши в Индии пряности, которые в средневековой Европе ценились очень высоко. Стандартный обед простолюдинов состоял из брюквы, репы или моркови, сваренных в котле без всяких изысков, а иногда даже без соли. Но ведь вкусно покушать любят все! Это сегодня черный перец стоит на каждом обеденном столе, а раньше достать его было долго, трудно и безумно дорого. Путь мешка перца из Азии на прилавки европейских торговцев длился примерно два года: до берегов Африки проходил по морю, затем шел караваном по пустыне до Каира и далее на перекладных доезжал до венецианских купцов. Эти монополисты специй знали толк в деньгах и накручивали такие цены, что пришлось португальцам рискнуть всем и отправиться искать обход, а точнее, «обплыв».
Первый португалец на индийском берегу
И португальцы свой обход нашли. Первым человеком, сошедшим на индийские берега с борта корабля в 1498 году, стал португалец Васко да Гама. Экспедиция, подготовленная при участии самого короля Жуана II и целой толпы картографов, астрономов, советников и корабелов, состояла из четырех больших кораблей и экипажа численностью больше ста человек. Спустя два года плавания туда-обратно к родным берегам вернулись только два корабля и 55 моряков. И хотя это была только половина экспедиции, ее сочли невероятно успешной. Специи, привезенные в трюмах, 60 раз окупили вложенные в организацию заплыва средства. А самого Васко да Гаму король назначил «Адмиралом Индийского океана».
Поделили шар земной
Португальцы были не единственными желающими попасть в Индию по морю. Испанцы тоже пытались найти свой путь к «стране специй». Правда, заходили с другой стороны — через Атлантический океан. И дело не в том, что они не искали легких путей. На самом деле у них просто не было выбора. Тордесильясский договор, подписанный римским папой Александром VI, постановил: все земли, которые находятся или будут открыты к западу от островов Зеленого Мыса, принадлежат Испании, а к востоку — Португалии. Вот так, пока никто ничего не успел сообразить, миром завладели два монополиста: одни имели право плавать только налево, вторые — направо.
Глобализация началась в XVI веке
Эпоха Великих географических открытий, которую начала Португалия, гордо рассекая волны мирового океана, дала старт мировой глобализации. И, хотя взаимное влияние стран и народов происходило медленно, механизмы обмена товарами, опытом и знаниями зашевелились именно в это время, то есть в XVI веке. Преодолевая морские мили на огромных парусниках, по планете стали перемещаться растения, звери, продукты, представители разных рас и даже инфекционные заболевания. И, конечно, целые трюмы товаров: украшений, одежды, оружия, специй и предметов быта.
Своеобразные методы
Как такая маленькая Португалия, где даже не существовало серьезной наземной армии, умудрилась подчинить себе торговые центры Юго-Восточной Азии и Африки? Ведь азиатские и арабские страны XVI века — это не голые туземцы в пальмовых листьях, с которыми в это же время «знакомились» испанцы на берегах Латинской Америки. Основными «аргументами» португальцев в переговорах были пиратство, грабеж и насилие. Мощный флот, с которого можно неделями обстреливать целые города, в разы превосходил допотопные азиатские джонки. Поэтому ни одна из колонизированных стран не смогла дать хоть сколько-нибудь достойный отпор Владыкам океана.
Высокие принципы торговли
Одним обстрелом с моря дело не ограничивалось. Захватив очередной город, португальцы выстраивали рядом с ним мощную средневековую крепость. За несколько десятилетий сетью таких крепостей покрылось почти все побережье Индии. Из этих форпостов было удобно управлять местным населением: грабить чужие корабли, вынуждать местных торговцев отдавать нажитые непосильным трудом товары практически за бесценок, несогласных отправлять в рабство и монополизировать не только торговлю, но и все водное сообщение. На перепродаже пряностей — перца, гвоздики, имбиря, мускатного ореха — португальцы поднимали более 400%, а корабли местного населения вообще не имели права выходить в море.
Не доставайте Японию!
Можно сказать, что португальцы открыли Японию случайно, когда их судно отклонилось от курса по пути в Китай. Вновь прибывших тут же окрестили «южными варварами» (судно прибыло к берегам Японии с юга), а сами «варвары» быстренько отправились крестить японцев. Миссионеры активно насаждали католицизм, а торговля между Китаем и Японией была монополизирована по стандартной португальской схеме. Так продолжалось до тех пор, пока сюда не стали прибывать протестанты из Англии и Голландии. Развернулось нешуточное противостояние, чья вера лучше. Японские правители, давно утомленные иностранцами, лезущими во все внутренние дела, решили вопрос радикально: вообще запретили европейским судам подплывать к японским берегам, объявили миссионерскую деятельность незаконной и закрыли страну для иностранцев на много лет — вплоть до XIX века.
Чем дело кончилось
Империя Владык океана гуляла дорого-богато, но очень быстро свернула торжество. Население Португалии составляло около миллиона человек, и его катастрофически не хватало, чтобы поддерживать далекие колонии и огромный флот. После смерти короля Себаштиана I, который не оставил наследника, Португалия вынужденно присоединилась к Испании, которая не смогла грамотно использовать ее ресурсы и добытые в колониях богатства. Англия и Голландия, которые давно присматривались к заморским португальским владениям, потихоньку «откусывали» от них кусочки и вскоре разобрали все. А те, что не разобрали, разошлись сами и объявили себя самостоятельными странами. Даже Бразилия, о которой до определенного времени подзабыли, заявила о своей независимости в 1822 году.
Зимой 2018 года в Музее Московского Кремля прошла выставка «Владыки океана. Сокровища Португальской империи XVI – XVIII веков», посвященная истории и культуре Португальской колониальной империи — первой колониальной империи Нового времени, сыгравшей важнейшую роль в мировой истории. Генеральным спонсором экспозиции выступил банк ВТБ.