Если вы «подсели» на велосипед, то, скорее всего - хотите проезжать больше и заезжать дальше - соответственно нужно повышать скорость езды. Для этого, помимо, «прокачки» физической формы, нужно иметь подходящий велосипед. Лучшее решение – купить новый, быстрый вел – но, к сожалению, сейчас ценник такой, что это не всем по карману. Некоторые блогеры уже начали велосипеды за 100тр называть бюджетными!
На самом деле, можно кое-что в плане скорости выжать и из имеющегося у вас горного велосипеда. Не ждите, что вы станете в 2 раза быстрее, но процентов на 15-20 среднюю скорость поднять можно, достаточно простыми и недорогими способами.
Впрочем, если у вас двухподвес, то, наверное, вам всё-таки лучше задуматься о приобретении нового вела. Уж слишком ДНК двухподвесов несовместима со скоростью – единственный способ его разогнать – это поехать с крутой горки – именно такое использование для него и предполагается.
А вот для обычного хардтейла мои советы могут помочь. Так же они могут быть, в какой-то степени, полезны и для других типов велосипедов. Но, нужно понимать, что, выиграв в скорости, вы потеряете в других свойствах – например, удобстве на бездорожье и проходимости.
Итак, есть 3 врага скорости: сопротивление воздуха, сопротивление качению, вес. С ними и будем бороться!
Узкие покрышки. Самое эффективное и простое, что можно сделать для ускорения МТБ – установить узкие покрышки с гладким протектором (слики или полуслики). Например, шириной 25-3 5 мм. И качать их до давления, рекомендованного производителем – обычно 5-8 атмосфер. Этим вы убьёте всех «трёх зайцев»: велосипед станет заметно легче (в каких-то случаях на 1-1,5кг и более), накатистее и аэродинамичнее. По неровностям на таких покрыхах будет ехать не так комфортно, но зато, выехав, на хорошее покрытие, вы не сможете не заметить разницу: разгоняться станет намного проще, поддерживать высокий темп тоже; как бонус – такие покрышки будут издавать меньше шума.
Бюджет: от 1000руб за одну покрышку. Не забываем, что для 29-х колёс можно брать покрышки маркированные, как 28 или 700с – посадочный размер у них одинаковый.
Жёсткая вилка . Амортизационная вилка, установленная на всех горных велосипедах, за счёт раскачивания, съедает часть энергии, передаваемой педалям. Заменив её на жёсткую (ригидную) вилку, можно сократить эти потери. Кроме того, выигрыш в массе составит минимум 1кг, ну и ригидная вилка чуточку аэродинамичнее. Если ваша вилка имеет функцию блокировки – попробуйте её задействовать, чтобы оценить эффект снижения потерь от раскачки. Вообще, в условиях города, амовилка не особенно и нужна. Мне как-то вернули велосипед из мастерской с заблокированной вилкой – и я случайно это заметил лишь через 2 недели.
Бюджет: от 1500руб за стальную вилку.
Кассета с небольшим диапазоном . Горный велосипед предназначен для езды в самых разнообразных условиях – от крутых подъёмов, грунта и грязи, до гладкой дороги. Поэтому их оснащают широкодиапазонной трансмиссией. Недостаток таких трансмиссий состоит в том, что у них большие скачки передаточных соотношений между соседними скоростями. В результате, бывает проблематично подобрать подходящую передачу для оптимальной скорости вращения педалей. Особенно эта проблема актуальная для велосипедов с одной ведущей звездой – ведь там за весь диапазон передаточных соотношений отвечает только кассета. Если заметили, что часть звёздочек в кассете вы не используете, то имеет смысл заменить кассету-сковородку на более узко-диапазонную от шоссейного велосипеда. Например, вместо кассеты 11-36 поставить 11-28. Таким образом, вы сможете выбирать более оптимальное соотношение, а значит меньше уставать и ехать быстрее. Плюс кассета будет изнашиваться более равномерно, а ваш велосипед скинет ещё чуть-чуть массы.
Бюджет: от 1700руб за 9-ти скоростную кассету 11-28.
Узкий руль. Для езды по неровностям – всяким ухабам, ямам и камням - требуется крепко удерживать переднее колесо велосипеда, для этого руль на горных велосипедах делают очень широким – от 60 см и более. А это приводит к крайне не аэродинамичной посадке велосипедиста. Но для езды по дорогам такой широкий руль – лишь помеха. Поэтому имеет смысл его укоротить или заменить на более узкий. К сожалению, руль-баран на горный велосипед устанавливать слишком затратно – придётся заменять все органы управления, расположенные на руле, а возможно и переключатели скоростей (не уверен, что МТБ-шные переклюки будут дружить с шоссерными шифтерами). Но вот подрезать руль на несколько сантиметров с каждой стороны и передвинуть манетки, тормозные ручки ближе к центру – вполне реально.
Бюджет: бесплатно. Нужна лишь пила по металлу или болгарка.
Контактные педали . Да, контакты – непривычно, опасно. Но, если вы хотите ездить по-настоящему быстро и далеко, то переход на контактные педали неизбежен. Как первые, наверное, оптимальными будут шимано M520 стандарта SPD. Они недёшевы, но вы сможете переставить их на другой велосипед, когда его приобретёте. Главная опасность контактных педалей заключается в том, что стоит на них покататься какое-то время – возвращаться на топталки уже не захочется. Это просто другой уровень. Всё равно что перейти с кнопочного телефона на смартфон. Впрочем, словами это чувство не описать, его нужно испытать самому.
Бюджет: от 2000р – неоригинальные педали, от 3000р – велотуфли.
Друзья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал! На нём уже размещено много материала про велосипеды: в частности, есть несколько заметок про трансмиссию велосипеда, её обслуживание.