Найти в Дзене
PROTAGONIST

"Никто" - зарождение нового жанра в индустрии экшн-фильмов.

"Никто" (2021) - голливудский дебют Ильи Найшуллера в качестве полноценного западного пост-продакшна, а точнее, на первый взгляд, классический экшн-триллер с Бобом Оденкёрком, звездой «Лучше звонить Солу», в главной роли.
"Никто" (2021) - голливудский дебют Ильи Найшуллера в качестве полноценного западного пост-продакшна, а точнее, на первый взгляд, классический экшн-триллер с Бобом Оденкёрком, звездой «Лучше звонить Солу», в главной роли.

Хитч — обыкновенный семьянин, каждый день которого неизменно похож на предыдущий: утренний кофе, пробежка, скучная работа, ужин с семьёй, ночь бок о бок с женой без намёка на романтику. Серый поток будней прерывают грабители, забравшиеся в дом главного героя. Он видел, что пистолет преступников не заряжен, и мог запросто уложить обоих незваных гостей клюшкой для гольфа, но по какой-то немыслимой причине не стал этого делать. Дело, впрочем, не в трусости. Хитч — бывший аудитор ФБР, отвечавший за ликвидацию особо опасных подозреваемых без надлежащего ордена на их арест, который с трудом начал новую жизнь после своевременной отставки и потому не хотел возвращаться к прежней череде насилия. Однако, встретив однажды ватагу агрессивных парней в местном автобусе и забив их чуть ли не до смерти в порыве яростного желания выместить всю внутреннюю злобу, Хитч сам того не подозревая, начнет войну с жестоким русским мафиози, ответственным за охрану крупного криминального предприятия под названием Общак.

Постановщик этого скромного зрелища— 37-летний режиссер Илья Найшуллер, зарекомендовавший себя как лучшего российского клипмейкера сегодняшнего дня и заодно автора виртуозного блокбастера «Хардкор: Генри» (2016).
Первая боевая сцена, берущая свое начало в ночном грязнейшем автобусе - тот момент, когда осознаешь, что Найшуллер действительно разгулялся на славу, что не удивительно, учитывая полную творческую свободу, полученную им от продюсеров ленты в виду ее откровенно малого бюджета.
Первая боевая сцена, берущая свое начало в ночном грязнейшем автобусе - тот момент, когда осознаешь, что Найшуллер действительно разгулялся на славу, что не удивительно, учитывая полную творческую свободу, полученную им от продюсеров ленты в виду ее откровенно малого бюджета.

Казалось бы, массовая аудитория изрядно подустала от старого как этот мир концептуального кино о вышедшем из дела правительственном или же мафиозном полусупергероем. За последний десяток лет данная формула олдскульного в плане простоватого сюжета боевика успела во многом надоесть за счет своих непрерывно однообразных творческих интерпретаций. Что примечательно, идея для фильма "Никто" возникла на прямую из уст исполнителя центральной роли Оденкерка: в основе лежит реальная история, произошедшая с актером, когда в его дом проникли грабители, и ему удалось заманить их в подвал.

По-сути Найшуллер делает с жанром боевика то же, что Такаси Миике в свое время сделал с супергероикой в «Ичи-киллере". Там главный герой, считающий себя борцом за справедливость, оказывался простым сумасшедшим, а его мотивация — убитые плохими людьми родители — банальной выдумкой: на самом деле он убил их сам в очередном приступе неконтролируемой ярости. Оба фильма обнажают мизантропическую сущность экшенов, и оба можно читать как метаразмышление: выясняется, что всё это время «драма» в боевиках была лишь способом оправдать зрительскую жажду крови.

Что же касается очередного введения русской мафии в качестве основного антагониста картины - это все та же наивная устоявшаяся концепция, согласно которой холодных расчетливых убийц выставляют в качестве вечно танцующих клоунов с манией абьюзерного характера.
Что же касается очередного введения русской мафии в качестве основного антагониста картины - это все та же наивная устоявшаяся концепция, согласно которой холодных расчетливых убийц выставляют в качестве вечно танцующих клоунов с манией абьюзерного характера.

Тот стилистический переход от приземленного типа атмосферы к полномасштабной степени абсурдности, когда-то совершенный авторами "Джона Уика" за три полнометражных картины, Найшуллер удивительным образом провернул всего за один полуторачасовой фильм. Впрочем, умение все того же Колстада многократно продавать одну нехитрую историю — экс-убийца вступает в непримиримый конфликт с русской мафии — действительно вызывает определенную долю восхищения, тем более, что даже с детальной точки зрения ключевые аспекты сценария изменены словно косметически. Найшуллер в свою очередь, заполучив в собственные руки подобный материал, снял вовсе не эффектную пародию в сторону отдельно выделенного поджанра олдскульного боевика, а решил зайти на территорию создания совершенно нового течения в огромной индустрии экшн-фильмов. "Никто" от начала и до конца пропитан невероятно тонким стебом над его неизменными устоями устаревшей формулировки прямолинейного боевика. Тут вам отсылки и на "Рэмбо: Первая кровь" с грозными ловушками в финальной боевой локации, и на "Великого уравнителя" с его режиссерскими приемами приземленных сцен, список тут можно продолжать еще очень и очень долго. А уж что говорить про решение кастинга Кристофера Ллойда, знакомого нам всем по культовому образу безумного Дока из научно-фантастической трилогии "Назад в будущее".

Таким образом, "Никто" - наиболее яркий представитель своего звена, которому удается быть одновременно абсурдным на сюжетную часть и чертовски изобретательным на метод постановки.
Таким образом, "Никто" - наиболее яркий представитель своего звена, которому удается быть одновременно абсурдным на сюжетную часть и чертовски изобретательным на метод постановки.
Столь чистый и незамутненный смыслами энтертейнмент, безусловно, имеет право на существование, и в данном случае более того, повод для гордости за соотечественника, который, обладая мизерным по голливудским стандартам бюджетом, смог поставить качественную картинку, чья стилистическая простота является чуть ли не главной фишкой всего фильма.
Посмотрим, какое влияние окажет данный экспериментальный подход на всеобщий устрой голливудского плацдарма, которому явно предстоит почерпнуть экранную энергию от "Никто" и задуматься над дальнейшим кардинальным переосмыслением медленно, но уверенно вымирающего жанра "не лихо, пока тихо".

Оценка: 7/10.