Найти тему

ИСТЕРИКА

Что отличает продвинутого преданного от начинающего? Усиление какого параметра свидетельствует о продвижении преданного? Что является отличительным признаком совершенства на пути бхакти? Какие варианты ответов на этот вопрос появились в вашем сознании? Мой ответ – в названии этой статьи.

самйан-масринита-сванто
маматватишайанкитах
бхавах са эва сандратма
будхаих према нигадйате

Ученые мудрецы называют премой (любовью к Богу) состояние, в котором бхава полностью размягчает сердце, наделяется великим чувством собственности по отношению к Господу, очень сильно сгущается и усиливается. (Бхакти-расамрита- синдху, 1.4.1)

Джива Госвами в своём комментарии выделяет главный признак совершенства на пути бхакти (сварупа-лакшана) – это сандратма, сгущённая, уплотнённая природа бхавы, а два других качества он относит к второстепенным признакам (татастха-лакшана). Мы остановимся на одном из второстепенных как на том, чего нам порой сильно не хватает. Маматва – собственническое чувство по отношению к Кришне: «Кришна – мой».

В любом описании рас мы сразу сталкиваемся с этим признаком. Чем дальше мы от Кришны, тем меньше это чувство собственности, а чем ближе – тем оно интенсивнее. Максимально оно, конечно же, проявлено у Шримати Радхарани. Развитие трансцендентного собственнического инстинкта наблюдается не только в заоблачных сферах садхья-бхакти (совершенной бхакти, той, которая выступает в роли прайоджаны для садхаки), но и на всех этапах развития бхакти (от шраддхи до премы).

Зачастую проблемой преданных является то, что Кришна для них слишком далёк и размыт. Мы плохо Его знаем – чем Он занимается, что Ему нравится, где Он живёт, кто Его окружает. Любить того, кого не знаешь, преодолевать ради него всевозможные трудности и соблазны материальных удовольствий – дело весьма сложное. Нас тянут, нас уговаривают: «Продолжай малыш, продолжай, не сдавайся, будь хорошим!» Мы реагируем на эти уговоры буднично и скупо: «Мне не нравится практиковать бхакти, страсти бушуют… Ну ладно, если ещё поуговариваете, может протяну ещё какое-то время». Совершенно очевидно, что в этом диалоге нам Кришна особо-то и не нужен – нам практику навязывают добрые люди.

Это совершенно никуда не годится. Пока мы не поймём, что Кришна – наш (кстати, какой Кришна ваш? Это – в качестве домашнего задания), что мы без Него не можем, пока не начнётся истерика, крик и слёзы, пока не возникнет омерзение к своей тупости и мертвенной неспособности стремиться к Нему, ситуация никуда не сдвинется, и никакие уговоры хороших людей нам не помогут. Кришну и свой вкус надо искать на страницах Шримад-Бхагаватам и Чайтанья-чаритамриты, в сердцах любящих и живых преданных, в звуках Святого имени. Кришна – мой, и я за него буду бороться!

кршна-бхакти-раса-бхавита матих
крийатам йади куто ’пи лабхйате
татра лаулйам апи мулйам экалам
джанма-коти-сукртаир на лабхйате

«Чистое преданное служение в сознании Кришны нельзя заслужить, даже совершая благие дела на протяжении тысяч жизней. Оно приходит только к тому, кто может заплатить единственную цену – жажду обретения его. Если такое преданное служение доступно где-то, его следует приобрести, не мешкая». (Падьявали, 14)

Ананташри дас, ректор Ашрама Бхактиведанты