Найти в Дзене
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Почему Синьцзян занимает центральное место в холодной войне США с Китаем

Поскольку Китай перехватывает инициативу в области технологических инноваций, США мобилизовали дипломатическое и информационное оружие, связанное с правами человека, чтобы дать соответствующий отпор.

22 марта госсекретарь США Энтони Блинкен озвучил новые санкции против Ван Цзюньчжэна, секретаря Комитета Коммунистической партии Китая Производственно-строительного корпуса Синьцзяна (XPCC), и Чэнь Минго, директора Бюро общественной безопасности Синьцзяна (XPSB). Эти санкции, по словам Блинкена, были вызваны тем, что Ван и Чен обвиняются в причастности к «геноциду и преступлениям против человечности в Синьцзяне». Министерство финансов США последовало его примеру и ввело собственные санкции. В ответ Ван и Минго осудили эти санкции, которые были введены не только США, но также Канадой, Великобританией и Европейским союзом. Ван назвал санкции «грубой клеветой», а Чен сказал, что «очень гордится санкциями со стороны этих стран».

В октябре 2011-го года тогдашний госсекретарь США Хиллари Клинтон объявила о «повороте в сторону Азии» с Китаем в центре нового расклада. Клинтон много раз говорила, в том числе на Гавайях в ноябре 2011-го года, что администрация бывшего президента Барака Обамы хотела развивать «позитивные отношения сотрудничества с Китаем». Наращивание же американских вооруженных сил вдоль побережья Азии говорило о другом.

В четырехлетнем обзоре обороны США за 2010-й год отмечалось «растущее присутствие и влияние Китая в региональной и глобальной экономике и безопасности», и оно было названо «одним из наиболее важных аспектов меняющегося стратегического ландшафта». В 2016-м году адмирал ВМС США Гарри Харрис, тогдашний глава Тихоокеанского командования, заявил, что Соединенные Штаты готовы «противостоять Китаю», и это заявление было усилено наращиванием военной мощи США вокруг Китая.

Администрации Дональда Трампа в значительной степени следовали политике «поворота в сторону Азии», уделяя особое внимание Китаю. Соединенные Штаты изо всех сил стараются не отставать от стремительного научно-технического прогресса Китая, но у них не хватает интеллектуальных и промышленных инструментов для конкуренции. Это причина, по которой Америка попыталась остановить стремительный рост мощи китайской экономики, используя дипломатическую и политическую силу, а также средства информационной войны. Эти элементы и составляют так называемую «гибридную войну».

Информационная война. До мартовского мероприятия 2019-го года, организованного миссией США при международных организациях в Женеве, большинство людей в Америке в основном не знали о существовании региона Синьцзян в Китае, не говоря уже о 13 миллионах уйгуров (одно из 55 признанных китайских этнических меньшинств). Учитывая, что уйгуры составляют демографическое большинство в этой самой западной провинции Китая, официальное название административной единицы – Синьцзян-Уйгурский автономный район.

В мероприятии в марте 2019-го года участвовал Адриан Зенц, немецкий исследователь и старший научный сотрудник по изучению Китая в Мемориальном фонде жертв коммунизма, организации, основанной в 1993-ем году правительством США для пропаганды антикоммунистических взглядов. В апреле 2020-го года этот фонд – вопреки всем уликам – обвинил Китай в ответственности за глобальные смерти в результате распространения Covid-19. Зенц также связан с консервативным аналитическим центром по оборонной политике Jamestown Foundation, основанным Уильямом Геймером, который был близок к администрации США покойного Рональда Рейгана. Зенц и Итан Гутманн, еще один исследователь из Мемориального фонда жертв коммунизма, продолжают повторять свои выводы относительно «геноцида» в Синьцзяне в Конгрессе США и в ряде своих публикаций.

Организованный Британской радиовещательной корпорацией и организацией «Демократия сейчас», Зенц представил то, что выглядело бы как документация о зверствах, совершенных «китайскими властями» против уйгурского населения. К Зенцу и Гутманну присоединились организации, финансируемые правительствами западных стран, но которые – как якобы неправительственные организации – выдают себя за независимые исследовательские и правозащитные группы (такие как «Глобальный центр ответственности за защиту» или «Проект по правам человека уйгуров»; первый финансируется правительствами западных стран, а последний – Национальным фондом поддержки демократии при правительстве США).

-2

В июне прошлого года тогдашний госсекретарь США Майк Помпео атаковал китайское правительство, основывая свои заявления о Синьцзяне на «шокирующих откровениях немецкого исследователя Адриана Зенца». Зенц предоставил для Помпео набор сомнительных с научной точки зрения и политически заряженных статей, которые затем использовались правительством США как факт в информационной войне против Китая. Тем временем любой, кто задает вопросы по поводу заявлений Зенца, считается сторонником теории заговора.

Дипломатическая и экономическая война. Информационная война правительства США против Китая создала «факт» геноцида в Синьцзяне. Как только это будет установлено в публичном сознании, это поможет развить дипломатическую и экономическую войну. 22 марта этого года, в тот же день, когда были введены санкции США, Совет Европейского Союза в одностороннем порядке наложил замораживание активов и запреты на поездки четырех китайских правительственных чиновников, включая Ван Цзюньчжэна и Чэнь Минго, а также Ван Миншаня и Чжу Хайлуня.

В тот день к этому предприятию присоединились Великобритания и Канада. Это выглядело как скоординированная попытка изобразить Китай как страну, нарушающую права человека. Информационное нападение произошло вскоре после того, как Китай достиг главной цели в области прав человека, избавив 850 миллионов человек от абсолютной нищеты. Правительство США и его средства массовой информации попытались оспорить это замечательное достижение.

Республиканец Трамп подтолкнул торговую войну с Китаем, как только он вступил в должность в январе 2017-го года; его политическая основа остается в силе и при демократе Байдене. Чтобы свести воедино торговую войну и информационную войну в Синьцзяне, в середине декабря 2020-го года Зенц и Институт стратегии и политики Newlines (бывший Центр глобальной политики) выпустили аналитическую записку о «принудительном труде в Синьцзяне». Утверждения в этой записке, основанные на статье из Wall Street Journal о цепочках поставок и Синьцзяне в 2019-м году, вызвали бурю в СМИ на Западе, которую усилило агентство Reuters, а затем подхватили многие широко читаемые газеты. Это привело к запрету правительством США ввоза синьцзянского хлопка.

Синьцзянский хлопкок – третий по объему продукт, из которого производится текстиль и одежды для поставок почти во все страны мира из Китая. В стране из него производится на 120 млрд. долл. экспортной одежды и на 300 млрд. долл. экспорта всех товаров в год. По данным Национального статистического бюро Китая, 87% всего хлопка в Китае приходится на Синьцзян. Большая часть высококачественного синьцзянского хлопка – и текстиля, производимого из него в Китае, – идет западным производителям одежды, таким как H&M и Zara.

В 2009-м году многие из этих компаний создали «Инициативу по улучшению качества хлопка» (BCI), которая - до прошлого года – с оптимизмом отзывалась о событиях в Синьцзяне (включая кооперативы мелких фермеров в Синьцзяне). Не далее как 26 марта этого года BCI сделал четкое заявление: – «С 2012-го года сайт проекта в Синьцзяне проводил сторонние аудиты достоверности и сторонние проверки на протяжении многих лет и никогда не обнаружил ни одного случая, связанного с инцидентами принудительного труда».

Несмотря на недавнее уверенное заявление BCI и его оптимизм, ситуация для фермеров, выращивающих хлопок в Синьцзяне, быстро меняется, поскольку BCI, похоже, поддерживает усиливающуюся гибридную войну Соединенных Штатов с Китаем. BCI закрыл страницу о своей работе в Китае, обвинил Китай в «принудительном труде» и других нарушениях прав человека и создал «Целевую группу по достойному труду». Официальные лица правительства Синьцзяна оспорили эти утверждения, заявив, что большая часть полевых работ по хлопку в Синьцзяне уже заменена машинами (многие из которых были импортированы от американской фирмы John Deere ).

Недавняя книга под редакцией Хуа Ванга и Хафизуллы Мемон «Наука и технология переработки хлопка», как и ряд сообщений средств массовой информации, опубликованных до 2019-го года, подтверждает эту точку зрения. Но такие факты, похоже, не имеют шансов в информационной войне. Синьцзян - в два с половиной раза больше Франции – сейчас находится в эпицентре холодной войны, не созданной им самим.

Статья подготовлена Globetrotter и предоставлена Asia Times.