Рано утром море бывает совсем спокойное. Прибой шелестит очень тихо и вода прозрачная – сквозь неё видны камни и солнечные блики на дне…
-Может, мы ещё когда-нибудь приедем сюда снова? – Спросила девочка.
-Может быть… Но, думаю, это будет нескоро. – Задумчиво ответила мать.
«Может быть, когда ты подрастёшь» - подумала она – «и я смогу тебе всё рассказать. Будет грустно, но уже не так больно»…
Он всегда приходил на берег очень рано – когда ещё никого нет. Это было его любимое место – маленький каменистый пляж, окружённый скалами. На самом деле он хорошо относился к людям – но, не хотел лишний раз становиться объектом любопытства и мишенью для насмешек.
Когда-то у него было имя – но, сейчас его даже никто не знал. После детского дома он переехал сюда, к морю – в крохотную комнату с верандой и садиком – часть дома, доставшуюся в наследство от тётки.
С лёгкой руки местных мальчишек к нему прилипло прозвище «Пампун» - так его все и звали. Кличку дали за его необычную внешность. Из-за врождённых отклонений, он был очень маленьким, круглым, с коротенькими ножками, шеи у него, казалось, не было вообще – будто подбородок сразу перетекал в толстое тельце. И волосы на голове совсем не росли. Его обзывали колобком, пончиком, пампушкой – последнее со временем переросло в сокращённое «Пампун».
Жил он на маленькую пенсию по инвалидности, летом перебирался в сарайчик, а комнату сдавал отдыхающим. Пампун любил ловить рыбу, которую вялил, собирал ракушки и вылавливал крабов – для изготовления сувениров, которые отдавал соседке на продажу. Соседка владела остальной частью дома, держала много квартирантов и торговала на рынке. Она отдавала ему часть денег, вырученных за рыбу и сувениры, а иногда даже кормила обедом – ведь Пампун был человеком добродушным и совершенно безотказным - часто помогал ей по хозяйству. Сейчас ему не хотелось ловить крабов – он просто смотрел на море и слушал, как шуршит прибой.
Но, его спокойное одиночество продлилось недолго. Со стороны тропинки, спускавшейся между камней к пляжу, послышались голоса – и Пампун увидел приближавшихся людей – мужчину, женщину и девочку лет восьми. Девочка была необыкновенно красивая – светлые вьющиеся волосы, синие, как море, глаза – на ней был надет белый детский купальник с оборочками.
«Будто ангел!» - подумал Пампун – «какая-то не настоящая, сказочная».
-Эля, ты здесь поиграй! – Сказала женщина, - а мы с дядей Колей скоро придём. Только в воду не лезь!
Оглянувшись, она увидела Пампуна, немного растерялась от его необычного вида, но быстро взяла себя в руки.
-Ой, простите – вы не посмотрите за ней полчасика? – Просительно улыбнулась ему женщина.
«Она ведь меня совсем не знает!» - удивился Пампун, - «разве так можно? Она, кажется, вообще, хотела оставить её одну! Ребёнок может испугаться или даже утонуть!». Ему вдруг стало очень жалко девочку.
-Я посмотрю! – Кивнул он.
Мужчина и женщина, переговариваясь и смеясь, удалились в сторону скальных пещер – местной достопримечательности. «Почему они не взяли ребёнка посмотреть красивые пещеры?» - снова подумал наивный Пампун, - «ей бы там очень понравилось! Оставили одну с посторонним человеком. Так нельзя! Это неправильно!»
Девочка, между тем, подошла к воде, потрогала ручками лёгкие барашки прибоя, потом стала играть с камешками. Скоро ей это, видимо, наскучило – и она обратила внимание на Пампуна.
-Ты кто? – Спросила она.
-Я Пампун. Так меня зовут.
-А я Эля! Я здесь отдыхаю с мамой.
-А я здесь живу.
-Здорово, наверно, здесь жить! – Восхищённо протянула девочка, - расскажи мне про море! Как здесь все живут?
-Хорошо, слушай… - Пампун любил море и мог рассказывать о нём бесконечно – про то, как крабы прячутся среди камней и рыбы плавают на дне в солнечных бликах, и волны набегают на берег – после чего мокрые камешки выглядят очень яркими и красивыми…
Он говорил о том, какое оно разное – утром тихое и прозрачное, днём весёлое и шумное, вечером раскрашенное красками заката, а ночью – серебристым лунным светом. В шторм оно становится величественным и грозным – и волны приносят на берег много ракушек для сувениров.
Девочке явно нравилось слушать его рассказ – и Пампун радовался этому общению – но, на тропинке неожиданно появились местные подростки. Всё было испорчено.
- Гляньте – Пампун себе подружку нашёл! –Заржал долговязый заводила-Санёк.
-Ну, просто сказка – «красавица и чудовище»! – Подхватил рыжий, конопатый Вовка.
Девочка вдруг встала, посмотрела на них и заявила:
-Вы глупые! А Пампун хороший! Он про море всё знает! – Она даже ножкой топнула от негодования.
Пампун растерялся – за него никто ещё никогда не заступался – а тут, маленькая девочка.
К счастью, мальчишки быстро потеряли к ним интерес и отправились нырять – а вскоре и мать Эли со своим спутником вернулись.
«Жаль, что у меня нет сестрёнки!» - думал Пампун, направляясь домой, - «я бы рассказывал ей о море, сделал бы для неё качели и купил книжки. Мы бы вместе ловили крабов, поливали цветы в саду из маленькой лейки, собирали шелковицу с дерева у калитки».
На следующее утро девочку привели на то же место – и опять оставили. И снова Пампун рассказывал Эле про море и морских обитателей.
Так продолжалось четыре дня – а на пятый, на пляже появился человек, который почему-то сразу не понравился Пампуну. Мужчина в красной спортивной кепке появился минут за двадцать до того, как привели Элю. Пампун вспомнил, что видел его вчера стоящим на скальной площадке. Сейчас человек сидел чуть в стороне – и кажется, наблюдал за ними. Пампун подумал, что это, возможно, из-за его необычной внешности – люди часто разглядывали его. Но, было что-то ещё – от чего ему стало не по себе. Вот только причины понять он не мог – просто чувствовал, что от незнакомца исходит что-то плохое. Человек ушёл минут через десять после того, как мать забрала девочку. На следующее утро Пампун задержался – соседка попросила помочь с бельём для отдыхающих. Его мучило беспокойство – и закончив дела, он почти бегом бросился к пляжу. Уже на тропинке он вдруг услышал сдавленный крик и плач. Явно кричала девочка – и похоже, кто-то пытался закрыть ей рот! Пампун выбежал на пляж, огляделся - никого не было видно – но звуки доносились из-за больших валунов – в стороне, противоположной скальным пещерам. Пампун бросился туда.
Человек в красной кепке тащил девочку в расщелину, зажимая ей рот рукой. Эля отчаянно вырывалась, её красивый купальник был порван, а ноги ободраны о камни. Пампун бросился на незнакомца.
-Гад! Гад! Гад! – Кричал он, молотя его маленькими кулачками. Мужчине пришлось отпустить девочку, чтобы отделаться от нападавшего.
-Эля, беги! – Закричал Пампун, вцепившись в своего недруга. Мужчина нанёс ему пару болезненных ударов – но Пампун продолжал цепляться за него и звать на помощь.
-Люди, помогите! – Отчаянно кричал он.
Эля, плача, убегала в сторону пещер и звала маму. В этот момент на тропинке появились мальчишки. Поняв, что дело плохо, незнакомец с силой отшвырнул настырного маленького человечка и бросился бежать. Пампун успел понять, что девочка спасена – и ещё – что сейчас упадёт на скалы – а это больно и страшно. В следующее мгновение голову разорвала огненная вспышка – и мир погас. Не было больше шелестящего прибоя, камней и солнечных бликов на дне, под прозрачной водой. Ничего больше не было.
Он уже не увидел, как прибежала мать Эли. Не слышал, как долговязый Санёк закричал:
-Этот гад Пампуна прибил! Отсекайте его на скалах, ребят – а мы снизу путь отрежем!
Мать Эли звонила в полицию и скорую, девочка плакала.
-Коля, посмотри, что с ним! – Кивнув на Пампуна и всхлипывая, попросила женщина своего спутника, который чуть в стороне наблюдал за происходящим.
-Я ухожу – мне эти проблемы не нужны! – Сказал мужчина - и повернувшись, быстро пошёл прочь по тропинке.
Где-то наверху, мальчишки, кажется, поймали человека в красной кепке – там явно происходила расправа. Женщина гладила девочку по голове и растерянно смотрела в ту сторону, куда удалился мужчина, ради которого она чуть не потеряла ребёнка. Из-под головы маленького толстого человечка медленно растекалось красное пятно…
Солнечный свет заливал больничную палату. Женщина дремала на стуле – она не спала всю ночь.
-Мама! – Позвала девочка.
-Ты уже проснулась, Элечка? Как ты себя чувствуешь?
- Хорошо. Как там Пампун?
-С ним всё хорошо.
Женщина тяжело вздохнула. «Я виновата – страшно. Этого уже не исправить. Прости меня, маленький добрый человек! Надеюсь, тебе там действительно хорошо».
-Его вылечат? Мы его увидим? – Снова заговорила девочка, - он защитил меня от злого дядьки!
-Обязательно вылечат! – Взяв себя в руки, ответила мать, - но, мы не сможем его увидеть. К нему теперь долго будет нельзя.
-Может, мы увидим его, когда снова сюда приедем?
-Может быть. Может быть приедем – но, нескоро.
«Может, через несколько лет – когда отпустит боль. Когда ты подрастёшь – и можно будет всё тебе рассказать – и попросить прощения. Мы приедем – и вместе вспомним маленького славного человека, который спас тебя ценой своей жизни. И меня тоже спас – от ужаса потери и вины. Хотя, нет – вина теперь будет всегда... Одно я могу пообещать – самое главное, что он заставил понять. Я больше никогда не оставлю тебя одну. Никогда и ни за что!»