1. Герои — это приплод от межвидового скрещивания Бога и Человека. Поэтому герой — всегда гибрид, всегда недочеловек. Но герой и наполовину Бог. Способен целого человека превзойти силой, сноровкой, умом, хитростью.
Несомненный герой Геракл. Несомненный герой Ахиллес. Те, кто верит в божественное непорочное зачатие девы Марии от Бога, должны считать героем её сына Иисуса. А принц Сиддхартха, иначе называемый Будда Шакьямуни, человек выдающийся, чтимый почитателями наравне с героями, но героем не являющийся. У него царское, а не божественное происхождение.
2. Естественно желание человека перетянуть божественное на свою сторону. Поэтому своих выдающихся людей человечество упорно называет героями. И прикручивает к ним соответствующую биографиям этих псевдогероев мифологию. Имеют право. В конце концов, и героев и даже Богов люди придумали сами. Сами и распоряжаются ими, как заблагорассудится.
3. Но характерно, что героями становились в основном люди выдающихся физических качеств. Поэтому в постоянном ходу и большой цене герои спорта. И подвиги героев не только спорта ценились в качестве героических тогда, когда они что-то физически сотворили для общества, которое за это их награждает и чтит героями. В этом стихийном материализме общества видна и своя эстетика: герой лишь тогда герой, когда создал что-то видимое или слышимое, ощущаемое пальцами или ноздрями. Тогда как выдающийся ум никогда не станет героем, его продукты незаметны, а кормить его, тратить съестные припасы, зачем-то надо. Зачем?
4. Поэтому творцы разрушений, несомненно видимых и значимых для всего общества, то есть эстетичных, становились Героями Советского Союза с вручением каждому Ордена Ленина и медали Золотая Звезда. А выдающиеся созидатели максимум на что могли рассчитывать — это стать Героями Социалистического Труда. То есть стать не общесоюзными, а лишь отраслевыми героями: шахтёрами, токарями, доярками, комбайнёрами. Орден Ленина у них тот же. А вот Золотая Звезда потоньше, менее массивна, золота в ней меньше и светит она жиже.
5. Учёный же люд, весь героизм которого у него в уме, вообще становится героем только тогда, когда его умственное напряжение способствует созданию оружия массового поражения и средств его быстрой и надёжной доставки. Поэтому создатели атомной и водородной бомб — герои. Создатели ракетной техники — тоже герои. А филолог или историк никогда никакими героями не станут.
6. И если Ю. А. Гагарин — Герой Советского Союза, полетевший на ракете, обогнувшей Землю, то не потому он герой, что он эту ракету создавал для доставки атомных и водородных зарядов, и не потому, что он участвовал в её проектировании и расчётах, ничем этим он не занимался, а потому, что на изначально военной ракете совершил подвиг, поставил физический рекорд. Ракета просто подвернулась под руку герою в Советском Союзе. Вот потому он — Герой всего Советского Союза. А С. П. Королёв, создавший эту ракету — только отраслевой Герой Социалистического Труда, хотя и дважды герой. Кстати С. П. Королёв — дважды герой такого труда, который при жизни не позволял ему быть известным, он был до самой смерти засекреченный, то есть до самой смерти — дважды псевдогерой. Не известный народу герой не может быть всенародным героем. Разве что в посмертной мифологии. Таким всенародным мифологическим героем С. П. Королёв и стал, стал по заслугам, то есть не в живой оценке подвигов, а по выслуге лет и по совокупности работ.
7. Могут ли быть героями политики? Если под их руководством выигрываются войны, то они — несомненные герои. Такими героями были Александр Македонский, Наполеон Бонапарт, И. В. Джугашвили (Сталин). А в мирном течении жизни, худом или жирном, политика иногда хвалят, но обычно ругают. Ругают за дело и за безделицу. Мирный политик может быть кем или чем угодно, но не может быть героем, как бы ни связывал Р. В. Ищенко предельные высоты и глубины героизма именно с политической деятельностью, ибо политик де ответствен за судьбы многих людей если не за всё общество. Ответственность за всё общество, даже за всю цивилизацию на планете Земля есть нечто неуловимое, выявляемое по результатам, как сказали бы позитивисты, процедуры фальсификации. Ведь только осуждённый и расстрелянный политик по-видимому несёт всю ответственность за свои решения. А как выявить ответственность политика в случае его удачных решений, когда и голову-то оторвать ему не за что? Повторяю: есть или нет ответственности, выявляется только в случае неудачи ответственного. С М. С. Горбачёвым и Б. Н. Ельциным это выявлено. Они — безответственные самовлюблённые неудачники. С теми же, кто на плаву, а не залёг в политическую или новодевичью могилу, народу всё неясно. Герой ли, политический герой, В. В. Путин ? Почему же так долго он не несёт ответственности за того, кого приручил, за Д. А. Медведева? Почему так долго держал его в премьерах? Почему даже однажды президентом России его сделал? Это ли ответственность за всё общество или хотя бы за весь российский народ? Это ли героическое кадровое решение?
8. Могут ли быть героями математики или философы, вся жизнь которых в уме, а если не в уме, то никакие они ни математики, ни философы? Определённо нет. Категорически нет! Быть героем в царстве идей невозможно. И если А. И. Герцен писал о немецких философах как о героях консеквентности, то этот Орден Консеквентности — не более чем роскошная метафора цепей рассуждений, которыми скованы друг с другом применяемые философом или математиком идеи. Идеи видят тебя насквозь, философ ты или математик. У тебя нет перед ними преимущества скрытности и последующей неожиданности детонации твоего героизма. В царстве идей, оно же царство свободы, гремящее цепями консеквентности, подвиг онтологически — невозможен, гносеологически — немыслим, этически — недопустим, эстетически — нелеп.
2021.04.18.